7.Особенности и роль государственных и муниципальных финансов в социально-экономическом развитии страны
В состав государственных финансов включают: бюджеты всех уровней иерархии государственного управления, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы государственных предприятий.
Возможны две трактовки понятия «государственные финансы».
Во-первых, под государственными финансами может пониматься совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней (в том числе социальной) государственной политики.
Во-вторых (второе значение понятия), под государственными финансами может пониматься совокупность элементов - финансовых институтов, их связей и алгоритмов взаимодействия в рамках сложной системы, обеспечивающих достижение поставленных целей на заданном множестве условий.
При построении государственных финансов на иерархических уровнях страны и отдельных ее регионов учитывают:
- текущее социальное положение;
- состояние экономики, а также отраслей народного хозяйства;
- участие в международном, межрегиональном и межотраслевом разделении и специализации труда;
- прогнозы изменения текущих социального и экономического положений;
- социальные и экономические угрозы;
- социальные и экономические возможности;
- наличие или отсутствие необходимой инфраструктуры и другое.
Субъектами государственных финансов являются органы государственной власти различных уровней иерархии.
Бюджеты разных уровней - федеральный, республиканские, местные - являются материальной базой финансовой деятельности соответствующих органов управления.
Установление состава бюджетных доходов и расходов каждого уровня зависит от разграничения функций между федеральными, республиканскими и местными органами государственной власти и управления.
Таким образом, гос.финансы - это система экономических отношений, посредством которой распределяется и перераспределяется национальный доход на экономическое и социальное развитие территорий.
Через гос.финансы государство активно проводит социальную политику. На основе предоставления территориальным органам власти средств для их бюджетов осуществляется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
Муниципальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территорий. Главное направление использования муниципальных финансов - финансовое обеспечение социальной и частично производственной инфраструктуры.
Главная составная часть муниципальных финансов - региональные бюджеты. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
С помощью гос.финансов гос-во осуществляет выравнивание уровней эк. и соц. развития территорий, которые в результате истор., географ., воен. и др.условий отстали в своем эк. и соц. развитии от других районов
Главная составная часть гос.финансов - региональные бюджеты, т.е. наибольшее кол-во финн. ресурсов концентрируется на региональном уровне (45% - на регион. ур; 6% - на муницип. – на основании налогового кодекса)В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
Таким образом гос. и мун. финансы:
1) Обеспечивают фин. ресурсами и осуществляют регулирование общ. сектора экономики (гос. и мун. предприятия, организации, финан-е из бюджете и т.д.)
(вся система финансирования гос. доходов и г. расходов)
2) Обеспеч-е регулирующ. воздействия на развитие рыночного сектора (компенсация провалов рынка – антициклич., антимонопол., обеспеч. стабильности фин. ресурсов).
3) реализация гос. эк. политики (глав. рычаги бюджетно-налог и денежн-кредит. политика)
4) финансовое разнообразие соц. услуг и развитие социальной сферы
Эффективное использование фин. инструментов позволяет повысить гибкость экономики и степень ее приспособленности к изменяющимся потребностям, формировать наиболее эффек. комбинации использ. эк. ресурсов (перемещен. ресурсов из сфер и звеньев недостаточно эффективных в сферы и звенья более эффективные), формирование эффективных структур собст-ти и менеджмента.
Межбюджетные отношения - взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Межбюджетные отношения, вытекающие в России из сущности бюджетного федерализма, основываются на принципах: распре­деления и закрепления расходов по уровням бюджетной системы; разграничения и распределения по ним регулирующих доходов; равенства бюджетных прав регионов и равенства соответствую­щих прав муниципальных образований; выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности регионов, мест; равен­ства всех бюджетов Федерации во взаимоотношениях с регио­нальными бюджетами.
Финансовая помощь из федерального бюджета территориальным бюджетам осуществляется в следующих фор­мах: дотации (предоставляемые средства на безвозмездной и безвозвратной основе) на покрытие текущих расходов и выравни­вание уровня минимальной бюджетной обеспеченности регио­нов; субвенции (предоставление средств на той же основе) на финансирование отдельных целевых расходов; бюджетные ссуды (на возвратной, безвозвратной или возмездной основе сроком не более 6 месяцев) на покрытие временных кассовых раз­рывов при исполнении регионального бюджета.
Финансовый механизм предусматривает, с одной стороны, возможность самофинансирования регионов, а с другой — финансирование из фе­дерального бюджета через систему трансфертов (т.н. межбюджетные трансферты – поступления ср-в из вышестоящ. бюджета нижестоящему), финанси­рования федеральных программ, субсидий и т. д.
Раздел федерального бюджета «Финансовая помощь бюдже­там других уровней» включает статьи: Федеральный фонд финан­совой поддержки субъектов Федерации (ФФПР, трансферты), субвенции Москве для осуществления столичных функций, под­держка депрессивных регионов. В общегосударственном бюджете устанавливается доля каждого региона — субъекта Федерации в Федеральном фонде поддержки. Не включаются регионы, опре­деляющие свои финансовые взаимоотношения с федеральными органами власти на основе двухсторонних договоров. Но они мо­гут получать федеральные субвенции в соответствии с указанны­ми договорами.
Регионы-«доноры» - передают в федеральный бюджет больше средств, чем получают из него, а регионы-«реципиенты» - принимают помощь. Деление регионов на «доноры» и «реципиенты» отражает тот факт, что налоги и другие бюджетные доходы на территории у первых — избыточные, а у вторых — недостаточные для покрытия их бюджетных расходов (независимо от юридической принадлеж­ности этих платежей).
Ведущим моментом в области совершенствования финансо­вых отношении между центром и регионами является курс на по­следовательное повышение уровня бюджетного самообеспечения субъектов Федерации и муниципальных образований.
Стоят задачи: обеспечить бездефицитность (бездотационность) бюджетов большинства субъектов Федерации путем изме­нения налоговой системы; лучше определять и учитывать при формировании бюджетов финансовый и налоговый потенциал каждого региона; добиться сбалансированности бюджетов всех уровней; наладить контроль за целевым выделением и расходова­нием средств, предоставляемых из федерального бюджета на со­циально-экономическое развитие регионов.
Финансовая помощь регионам проводится через четыре фонда: существовавший и ранее Федеральный фонд финансовой
поддержки субъектов Федерации (ФФПР); Фонд регионального развития (ФРР); региональный разрез Федерального бюджета развития; Фонд развития региональных финансов (ФРРФ).

Решение проблемы меж­бюджетных отношений требует учета всех доходов и расходов ре­гиональных бюджетов, а не только трансфертных и других по­ступлений, социальных и прочих расходов.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика