9. Государственное регулирование доходов в рыночной экономике.
Политика регулирования доходов представляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние доходов.
Политика регулирования доходов - во многих странах с переходным типом экономики стала основным средством борьбы с инфляцией через регулирование денежного спроса населения и производителей.
Политика доходов выступает составляющей пассивной антиинфляционной полити­ки государства.
Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций и на денежном рынке. Важнейшая из них равновесие между спросом и предложением денег. Спрос па деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, другими словами, это спрос на денежные запасы в реальном выражении, т. е. с учетом индекса цен (Р). Реальные де­нежные запасы характеризуют соотношение денежной массы, включающей в себя не только наличность, но также остатки средств на текущих и сроч­ных счетах, и общего уровня цен в экономике, т. е. записываются как М/Р.
Функция спроса на деньги показывает взаимосвязь между величиной реальных денежных средств у населения и экономическими переменными, влияющими на решения населения поддерживать этот уровень денежных запасов. Простая функция спроса на деньги утверждает, что спрос на запа­сы реальных денежных средств находится в прямой зависимости от уров­ня дохода и в обратной зависимости от величины процентной ставки.
Современные теории спроса на деньги анализируют предпочтения отдельных экономических агентов в отношении поддержания определенного уровня реальных денежных запасов, т. е. имеют микроэкономическую ос­нову. Важную роль в развитии современных теорий спроса на деньги сыг­рала кейнсианская теория предпочтения ликвидности. В работе «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М.Кейнс выдвинул три психоло­гических мотива, побуждающих людей хранить сбережения в денежной (ликвидной) форме: трансакционный (такой спрос на деньги основывается, прежде всего, на функции денег как средства обмена), портфельный (такой подход акцентирует внимание на функции денег как средства сохранения ценности) спекулятивный (по Кейнсу спекулятивный спрос на деньги зависит от процентной ставки) и предосторожности (данный мотив также связан с функцией денег как средства обмена). Эти идеи стимулировали развитие нескольких направлений современных теорий спроса на деньги.
Теории спроса и предложения денег, равновесия на денежном рынке дают научную основу для проведения обоснованной, взвешенной политики регулирования доходов, направленной на стабилизацию экономического развития.
Политика регулирования доходов представляет комплекс взаимосвязанных мероприятий, предпринимаемых в целях регулирования деловой активности путем планируемого воздействия на состояние доходов.
Политика регулирования доходов - во многих странах с переходным типом экономики стала основным средством
борьбы с инфляцией через регулирование денежного спроса населения и производителей.
Политика доходов выступает составляющей пассивной антиинфляционной полити­ки государства.
Макроэкономическое равновесие предполагает наличие определенных пропорций и на денежном рынке. Важнейшая из них равновесие между спросом и предложением денег. Спрос па деньги определяется величиной денежных средств, которые хранят хозяйственные агенты, другими словами, это спрос на денежные запасы в реальном выражении, т. е. с учетом индекса цен (Р). Реальные де­нежные запасы характеризуют соотношение денежной массы, включающей в себя не только наличность, но также остатки средств на текущих и сроч­ных счетах, и общего уровня цен в экономике, т. е. записываются как М/Р.
Функция спроса на деньги показывает взаимосвязь между величиной реальных денежных средств у населения и экономическими переменными, влияющими на решения населения поддерживать этот уровень денежных запасов. Простая функция спроса на деньги утверждает, что спрос на запа­сы реальных денежных средств находится в прямой зависимости от уров­ня дохода и в обратной зависимости от величины процентной ставки.
Современные теории спроса на деньги анализируют предпочтения отдельных экономических агентов в отношении поддержания определенного уровня реальных денежных запасов, т. е. имеют микроэкономическую ос­нову. Важную роль в развитии современных теорий спроса на деньги сыг­рала кейнсианская теория предпочтения ликвидности. В работе «Общая теория занятости, процента и денег» Дж.М.Кейнс выдвинул три психоло­гических мотива, побуждающих людей хранить сбережения в денежной (ликвидной) форме: трансакционный (такой спрос на деньги основывается, прежде всего, на функции денег как средства обмена), портфельный (такой подход акцентирует внимание на функции денег как средства сохранения ценности) спекулятивный (по Кейнсу спекулятивный спрос на деньги зависит от процентной ставки) и предосторожности (данный мотив также связан с функцией денег как средства обмена). Эти идеи стимулировали развитие нескольких направлений современных теорий спроса на деньги.
Теории спроса и предложения денег, равновесия на денежном рынке дают научную основу для проведения обоснованной, взвешенной политики регулирования доходов, направленной на стабилизацию экономического развития.
Суть доходов в рыночной экономике: функциональное распределение доходов предполагает, что первоначально доходы распределяются между владельцами основных факторов производства
(труд(з/п), земля(рента), капитал (прибыль, %)).
Распределяются на основе спроса и предложения => неравенство.
Функциональное распределение доходов ведет к дифференциации неравенства доходов=> необходимость соц. политики гос-ва..
Госуд. политика доходов предполагает следующие направления:

  1. установление минимальной заработной платы
  2. обеспечение занятости, подготовки и переподготовки кадров
  3. обеспечение политики ценообразования
  4. создание эффективной налоговой системы
  5. правовое обеспечение собственности, сохранности сбережений и т.п.
  6. обеспечение соц.защиты наиболее уязвимых категорий людей.

Одна из проблем при реализации соц.политики – проблема неравенства.
Показатели неравенства :

  1. соотношение 10%-тов наиболее богатых граждан и 10%-тов наиболее бедных ( децильный коэф-т 15-25 раз)
  2. индекс Джинни – показывает степень концентрации доходов населения. Если доходы равномерно распределены, то к=0, если в одних руках – к=1

для развитых стран к=0,250-0,270
у нас к= 0,4. Идет рост => степень неравенства возрастает.
Научные исследования показали, что для экономич.развития важно иметь «нормальное» неравенство. Для России 7-9 раз. Для каждой страны –свое.
В мировой практике существуют след. модели социальной политики:

  1. патерналистская ( гос-во берет на себя всестороннюю ответственность за соц.-экономическое положение граждан, распределение всех благ и т.п.) недостаток – уравниловка невзирая на вклад работника => иждивенчество.
  2.  государство благосостояния (для стран с рыночной экономикой, с высоким уровнем регулирования соц.сферы)
  3. шведская модель соц.политики (гос-во концентрирует в своих руках ресурсы и затем распределяет их среди граждан)
  4. модель социально-ориентирванного рыночного хозяйствования (разв. В Германии после 2 мир. войны) Рыночное регулирование сопровождается высокой гос.соц.поддержкой граждан)
рыночная (наиболее жесткая, в соц. плане деятельность гос-ва минимальна в распределении)

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика