4. Антимонопольная политика государства в условиях рыночной экономики

5. Развитие антимонопольного регулирования в современной России
Конкурентное (Антимонопольное) законодательство — совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира.
Антимонопольная политика имеет несколько основных направлений: Стимулирование предпринимательства Развитие конкурентных начал Организационно-правовое обеспечение антимонопольной политики
Специфика российских монополий сказалась и на особенностях законодательного регулирования их деятельности. В капиталистических странах монополии появились, когда уже существовали рыночные отношения, и государство, чтобы воспрепятствовать удушению конкуренции, стало вводить ограничивающие нормы. Российское законодательство о конкуренции разрабатывалось при сильных монополиях и лишь формирующихся рыночных отношениях.
Первый закон, касающийся антимонопольного регулирования экономики появился в России в 1991 году - закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”
С 1991 года по 1999 год было введено большое количество объективно необходимых законов, составивших организационно-правовую базу для регулирования монополий. К примеру, законы "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" от 3 июля 1991 г., "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" от 13 декабря 1994 г., "О финансово-промышленных группах" от 30 ноября 1995 г., "О естественных монополиях"и т.д.
Но в 1999 году, через восемь лет после начала реформ, антимонопольное законодательство остро нуждалось в совершенствовании, преимущественно на основе обобщения правоприменительной практики. Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг.
В результате такой необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды.
Россия не избежала негативного воздействия отраслей - естественных монополий в условиях рынка Примером естественных монополистов в России является РАО “ЕЭС России”, “Газпром”. Первый проект Закона “О естественных монополиях” был подготовлен сотрудниками Российского центра приватизации в начале 1994 г. По Закону “О естественных монополиях”, сфера регулирования включает транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки, услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.
Основными направлениями регулирования антимонопольной политики выступили:
-ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня;
-определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения.
Под антимонопольной политикой понимают совокупность мероприятий, направленных на формирование и поддержку нормальной конкурентной среды.
Антимонопольное регулирование предполагает:
- создание развития конкурентной среды посредством осуществления структурной политики, поддержки малого бизнеса и т.п.;
- ограничение монополистической деятельности.
Важным инструментом антимонопольного регулирования является антимонопольное законодательство. В разных странах оно имеет свои особенности, но общим является следующее:
- контроль за слиянием компаний;
- запрещение сговоров предпринимателей, то есть образование картелей (это объединение предпринимателей или предприятий с целью поддержания цен на рынке данного товара на основе согласования цен, квот (доля) и рынков сбыта). – ОПЕК;
- борьба с недобросовестной конкуренцией.
В современных условиях важными элементами системы антимонопольного регулирования выступают следующие:
1. понятие монополиста, его качественные и количественные характеристики;
2. виды монополистической деятельности, подлежащей государственному регулированию;
3. перечень форм недобросовестной конкуренции, подлежащей запрету.
4. определение системы антимонопольных органов, их задач, функций и полномочий;
5. меры ответственности за нарушение антимонопольного законодательства.
В мировой практике широко используется такие показатели как индекс концентрации рынка (4, 8, 12 у нас используется показатель 3-х предприятий CR=3 Херфиндаль)Хиршман HHI= k12+k22+k3+k4+…+kn2
В России монополия определяется на основе понятия доминирующее положение предприятия.
Доминирующем признаются положением предприятие, если доля рынка составляет 50 и более % (до вступления в силу ФЗ "О защите конкуренции 65% и более).
Если доля меньше 50%, но антимонопольный орган показывает, что тоже может быть отнесен к доминирующим предприятиям.
В современных условиях выделяют 2 модели антимонопольного регулирования: американская и западноевропейская.
Чем они различаются:
- американская модель исходит из того, что любая монополия есть зло для экономики (все монополии нужно держать под контролем);
- западноевропейская модель исходит из того, что государству необходимо бороться только с теми монополиями, которые злоупотребляют своим положением.
Идет сближение моделей в сторону западноевропейской.
В соответствии с Законом о защите конкуренции введено понятие "коллективное доминирование". Суть в следующем: если три компании имеют на рынке более 50% или пять компаний более 70%, то при злоупотреблении своим положением и доказанности этого к ним применяют санкции.
Естественные монополии априори считаются доминирующими.
В соответствии с Российским законодательством недобросовестной конкуренцией является:
- распространение ложных, неточных или искаженных сведений, что может причинить ущерб другим фирмам и их деловой репутации;
- введение потребителей в заблуждение по поводу качества потребительских свойств товара и т.п.;
- некорректное сравнение своей продукции с продукцией других предприятий в рекламной деятельности;
- использование без разрешения товарного знака маркировки, копирования упаковки, внешнего оформления и т.п. производителей конкурентов;
- получение, использование, разглашение производственной, научно-технической, торговой информации или коммерческой тайны без согласия собственника.
В современных условиях все большее развитие получает адвокатирование конкуренции. Новое направление антимонопольной политики.
Адвокатирование конкуренции - это набор видов деятельности антимонопольных органов, направленной не на принуждение соблюдения установленных норм, а на осознание выгод конкуренции, в том числе через воздействие на другие государственные органы.
В нашей стране предприятия, которые имеют долю на рынке 35 и более % вносятся в государственный реестр, хозяйствующих субъектов, имеющих долю более 35% и подлежащих, поэтому антимонопольному контролю.
Антимонопольное регулирование естественных монополий.
Естественная монополия – это фирма, которая может удовлетворить весь рыночный спрос с меньшими долгосрочными средними издержками, нежели несколько фирм (определяющий принцип – масштаб производства).
В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основе федерального закона "О естественных монополиях" (1995 год), ФЗ "О защите конкуренции".
Регулированию подлежат цены и тарифы на продукцию и услуги естественных монополий.
Структурная перестройка естественных монополий. Государство также воздействует на естественные монополии следующим образом:
- определяет состав потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
-контроль за инвестиционными программами естественных монополий;
- контроль за заключением некоторых видов сделок.
Важная задача – контроль за структурными образованиями естественных монополий.
В мировой практике широко используется структурное преобразование естественных монополий (РАО ЕЭС).
Для реализации антимонопольной деятельности необходимо создание соответствующих государственных органов – Федеральная антимонопольная служба (ФАС России).

В законе о защите конкуренции прописаны функции и полномочия федерального исполнительного органа в сфере антимонопольного регулирования.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика