29. Администрирование и менеджмент в государственном и муниципальном управлении
В государственном и муниципальном управлении используется власть, но в отличие от администрирования искусство управления больше связано с менеджментом. Использование публичной власти отличительная черта государственного и муниципального менеджмента. Последний зависит от многих факторов, в том числе не в последнюю очередь от личных качеств, субъекта управления, от способностей, навыков, умения управляющего, руководителя (не только отдельного должностного лица, но и органа управления, его состава, профессионального или менее профессионального). Осуществляя управленческую деятельность, субъект управления применяет и жесткие (иногда по существу силовые) приемы администрирования (от лат. administrare — управлять, в основном бюрократически) и более гибкие способы менеджмента (от лат. manus — рука, руководить). На практике их трудно разделить, они могут применяться одновременно. В ад- министрировании возможны элементы менеджмента, а в менеджменте — элементы администрирования.
Администратор может применять волюнтаристское (от лат. voluntas — воля), голое администрирование, исходя только из собственных субъективных взглядов и мало учитывая обратные связи и отдаленные последствия, ориентируясь только на немедленное исполнение. Однако администратор — тоже менеджер. Он может использовать более широкие приемы менеджмента, когда принятие административного решения и его исполнение подготовлено другими, не только административными и не главным образом административными приемами (например, административное перемещение сотрудников для преодоления конфликта в коллективе, осуществлено безболезненно, поскольку подготовлено путем бесед с его участниками).
Административное управление имеет широкую сферу применения. Оно осуществляется в общегосударственном масштабе, на местном уровне, в том или ином коллективе, органами управления и должностными лицами. Менеджмент обычно имеет более узкую сферу применения и иной характер. Это действия руководителя внутри определенного коллектива, а также вовне от имени этого коллектива и в его интересах (менеджмент осуществляется и в крупнейших объединениях, например, в фирмах с сотнями тысяч работников, в профсоюзах с десятками миллионов членов и т.д.). Менеджмент может осуществляться внутри чисто административного органа (например в подразделениях министерства внутренних дел) и внутри коллективов, которые не связаны с административной деятельностью (например в акционерных обществах).
Администрирование и менеджмент могут осуществляться и коллегиальными органами, и единоличным субъектом управления, но менеждмент чаще всего это индивидуальные действия менеджера. Менеджмент нередко принимает формы гибкого руководства, но может использоваться и приказной тон. Словом, администратор может быть изобретательным менеджером, используя своеобразные приемы, а менеджер — жестким администратором.
Возможность применять принудительные ≪силовые≫ приемы администрирования дает управляющему (органу, должностному лицу) публичная власть. Она позволяет ему в пределах закона принимать любые решения по управлению лицами, непосредственно администратору (государственному, муниципальному служащему) не подчиненными. Это так называемые дискреционные полномочия.

В рамках, установленных законом, орган управления или чиновникможет принимать такие акты по управлению пли совершать такие действия, которые представляются ему законными, обоснованными и целесообразными. Орган управления может удовлетворить заявление гражданина (например о предоставлении муниципального жилья) или отказать в этом. Главное в дискреционных полномочиях -право административным путем решать вопросы лиц и органов, не подчиненных управляющему, в пределах закона и полномочий управляющего.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика