26. Приоритетные национальные проекты: содержание, специфика реализации.
Приоритетные нац. проекты в социальной сфере – совсем недавно возникший способ управления социальной сферой. З-н о нац. проектах вступил в силу с 1 января 2006 года. Всего их 4:

  1. «Современное здоровье»
  2. «Качественное образование»
  3. «Доступное жилье»
  4. «Развитие АПК»

. В нац.проектах поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства. Нац.проекты планируют меры, направленные на решение «точечных» проблем в пяти указанных сферах, и денеж. сред-ва выделяются не на абстрактное «развитие отрасли», а на конкретные цели. По предварительным оценкам, в 2007 году на реализацию нац. проектов выделено более 170 миллиардов рублей из федерального бюджета.
Основным гос.органом, осуществляющим реализацию нац.проектов, является созданный Совет при Президенте РФ по реализации приоритетных нац.проектов и демографической политике. Он готовит предложения Президенту РФ по разработке мер, направленных на реализацию приоритетных нац.проектов, рассматривает концептуальные основы, цели и задачи приоритетных нац.проектов и демографической политики, определяет способы, формы и этапы их реализации, проводит анализ практики реализации приоритетных нац.проектов и подготовку предложений по ее совершенствованию. Для каждого нац.проекта назначен координатор – вице-премьер, который отслеживает действия проекта по всей вертикали исполнительной власти.
Нац.проекты, в отличие от остальных инструментов социальной политики России, характеризуются, помимо целевого финансирования задач и наличия специального органа управления проектами, еще и механизмом отчетности, наличием оценки степени реализации. Руководители регионов должны регулярно отчитываться за достигнутые результаты, а значит, глубоко вникать в суть реализуемых проектов.
Нац.проекты имеют свои риски. Первый из них – отсутствия в России опыта реализации таких проектов, из-за чего возникает риск неустойчивости результатов таких проектов. Может возникнуть опасность, что проект не станет выражением стратегической задачи, не будет способствовать ее решению.
К основным направлениям приоритетного нац. проекта в сфере здравоохранения относятся.
Развитие первичной медицинской помощи, которое предусматривает следующие мероприятия:
– подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и педиатров;
– увеличение зар. платы мед. работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;
– укреп-ие мат.-тех. базы диагностической службы первичной мед.помощи, скорой мед. помощи;
– профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;
– допол. иммунизация населения в рамках нац. календаря прививок;
– введение новых программ обследования новорожденных детей;
– доп. диспансеризация работающего населения;
– оказание мед.помощи женщинам в период беремен-ти и родов в гос. и мун. учреж. здравоохр.
– увеличение объемов оказания высокотехнологичной мед. помощи;
– стр-во новых центров высоких мед. технологий, подготовка для этих центров высоко квали фицированных врачей и среднего мед. персонала.
К основным направлениям в области образования относятся стимулирование работы педагогов, в высшей школе – объединение учебы и науки, развитие инновационного образования.
Основ. направления. реализации нац.проекта «Доступ.жилье»–развитие рынка ипотеч. кредитования, предостав. льгот и субсидий на приобретение жилья молодым семьям, субсидирование местных властей для стимуляции стр-ва.
Приоритет. нац.проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства»; «Стимулирование развития малых форм хозяйствования»; «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».
Нац.пр, как способ управления социальной сферой, обладают своей спецификой. Во-первых, они требуют четкого определения задач, иерархии этих задач, разделения их на мероприятия и финансирование данных конкретных мероприятий, которые в совокупности являются выражением стратегической цели. Во-вторых, каждый нац.пр. имеет своего координатора, что позволяет усилить эффективность проекта на всех уровнях исполнительной власти. В-третьих, в нац. проектах задействованы механизмы контроля, и есть поле для их совершенствования.

Основная проблема нац.проектов в том, что они пока затрагивают в основном только финансовую сторону развития приоритетных сфер.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика