24. Финансово-экономические основы местного самоуправления.
Экономическую основу местного самоуправления составляют: муниципальная собственность, местные финансы, имущество, на­ходящееся в государственной собственности и переданное в управ­ление органам местного самоуправления.
Состав муниципального имущества определяется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно Федеральному закону 2003 г., в со­став муниципального имущества входит:

  1. имущество, необходимое для решения вопросов местного значения, вклю­чая муниципальные земли и некоторые природные ресурсы;
  2. имущество, предназначенное для осуществления органами местного само­управления отдельных государственных полномочий;
  3. имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов и дол­ностных лиц местного самоуправления, муниципальных служащих, работ­ников муниципальных предприятий и учреждений.

Каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет (мест­ный бюджет). Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы РФ. С раз­делением муниципальных образований на поселения, муниципальные районы и го­родские округа бюджетная система РФ становится четырехуровневой. При этом бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в его со­став, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
В соответствии с законодательством в доходной и расходной частях местных бюджетов раздельно предусматривается финансирование решения вопросов мес­тного значения и осуществления органами местного самоуправления отдельных федеральных полномочий, полномочий субъектов РФ.
При недостатке собственных финансовых средств муниципальные образования вправе привлекать заемные средства.
Доходы и расходы местных бюджетов формируются по статьям единой бюджет­ной классификации, установленной Федеральным законом «О бюджетной клас­сификации в РФ» с использованием единой методологии и нормативной базы.
Законодательство разделяет доходы местных бюджетов на собственные и полу­ченные в виде субвенций для осуществления отдельных государственных полно­мочий.
К собственным доходам относятся: доходы от местных, региональных и фе­деральных налогов и сборов, закрепленные за местными бюджетами; средства самообложения граждан; безвозмездные перечисления из бюджетов других уровней, включая дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных об­разований; доходы от муниципального имущества; часть прибыли муниципальных предприятий; штрафы, добровольные пожертвования и иные поступления.
Несмотря на декларированную российским законода­тельством бюджетную самостоятельность органов местного самоуправления, уровень их собственных доходов очень низок. Местные налоги и сборы крайне незначительны и позволяют покрывать лишь 2-5% бюджетных расходов. В ре­зультате органы местного самоуправления не всегда в состоянии обеспечить нормальную жизнедеятельность населения, прогнозировать и планировать соци­ально-экономическое развитие территорий.
Расходы местных бюджетов делятся на текущие и капитальные. К первым от­носятся расходы, обеспечивающие текущее функционирование органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание поддержки другим бюдже­там и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также прочие расходы бюджетов, не включаемые в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Расходная часть местных бюджетов включает:

  1. расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установлен­ные законодательством РФ и субъектов РФ;
  2. расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полно­мочий, переданных органам местного самоуправления, расходы, связанные
    с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;
  3. ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муници­пальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска, а также иные расходы, предусмотренные уставом муниципаль­ного образования.

Федеральный закон 2003 г. предусматривает введе­ние специальных процедур выравнивания бюджетной обеспеченности муници­пальных образований.
В основу механизмов выравнивания положен минимально необходимый уро­вень (критерий) бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя. Муниципальные образования, уровень бюджетной обеспеченности ко­торых за счет собственных доходов превышает расчетный, но не более чем в два раза, имеют право использовать эти доходы для своих нужд. Муници­пальные образования, уровень собственных доходов которых превышает расчет­ный более чем в два раза, оставляют у себя доходы по формуле 2 + 50 % сверх этого. Излишки, изымаемые у этих муниципальных образований, используются для финансовой поддержки других муниципальных образований.

Новый механизм бюджетного выравнивания будет стимулировать укрепление экономического потенциала муниципальных образований (особенно «доноров») и наращивание ими собственной доходной базы. Тем самым будут прирастать и доходы бюджетов других уровней.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика