22. Формы осуществления местного самоуправления в современной России: содержание и направления совершенствования.
Конституция РФ (ст. 130 п. 2) предусматривает, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления через выборные и другие формируемые органы местного са­моуправления. Тем самым предусмотрены две основные группы форм осуще­ствления населением местного самоуправления.
Первая включает формы непосредственной демократии, когда сам гражданин непосредственно принимает участие в решении того или иного вопроса.
Вторую группу составляют формы представительной демократии – выборные и другие органы местного самоуправления, когда участие гражданина состоит в выборах своих представителей для решения вопросов местной жизни.
Согласно Федеральному закону 2003г., формы непосредственной демократии же делятся на две группы.
Первая группа - формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления путем принятия обяза­тельных для исполнения решений.
Вторая – формы участия населения в осуществлении местного самоуправления на основе собственных инициатив. Формами непосредственного осуществления населением местного самоуправления являются:

Ко второй группе относятся: участие в опросах граждан по различным вопро­сам местного жизни, собрания и конференции (собрания делегатов), публичные слушания, правотворческая инициатива граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления, мирные массовые акции населения, а также разнооб­разные формы территориального общественного самоуправления.
Высшая форма народовластия на муниципальном уровне — местный референ­дум, проводимый в целях решения непосредственно населением вопросов мест­ного значения. Его решения не нуждаются в утверждении какими-либо органами и должностными липами, подлежат обязательному исполнению на территории муниципального образования и могут быть отменены только другим референ­думом.
Муниципальные выборы проводятся с целью избрания депутатов и выборных долж­ностных лиц местного самоуправления на основе всеобщего, равного и прямого избирательного нрава при тайном голосовании. Выборы назначаются представи­тельным органом местного самоуправления в сроки, предусмотренные уставом му­ниципального образования.
При проведении муниципальных выборов используются различные методы. Основные из них — выборы по избирательным округам (мажоритарная система) и пропорциональная система.
В соответствии с Федеральным законом 2003г. голосование граждан может произ­водиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения границ муниципального образования, преобразова­ния муниципального образования.
В муниципальных образованиях (обычно с численностью избирателей не более 100 чел.) может не создаваться представительного органа местного самоуправления, функции которого выполняет сход граждан.
Опрос граждан может проводиться на всей или на части территории муниципального образования с целью выявления мнения населения и его учета при принятии решений органами и должностными лицами же органами государственной власти.
Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, ин­формирования населения о деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
Публичные слушания и Правотворческая инициатива граждан — формы участия граждан в нормотворческом процессе и формировании муниципальной норма­тивной базы.

Конституция РФ (ст. 33) и Федеральный закон устанавливают право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления, к депутатам и должностным лицам местного самоуправления.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика