21. Представительные органы местного самоуправления: структура и полномочия
Согласно ст. 34 ФЗ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» от 06.10.2003г. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В общем виде по выполняемым функциям (представление интересов населения и их воплощение в жизнь) органы муниципального управления могут быть разделены на исполнительные и представительные.
Представительный орган играет особую роль в системе местного самоуправления. В соответствии с федеральным законодательством представительный орган наделяется полномочиями по решению ряда вопросов, которые не могут передаваться исполнительным органам власти. К исключительному ведению представительных органов местного самоуправления относится:
1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4) установление местных налогов и сборов;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;
6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.
Обычно представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщих равных и прямых выборов. Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования. В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями граждан.
Решения представительного органа местного самоуправления принимаются в коллегиальном порядке, однако разнообразие вопросов, решаемых данным органом, обычно создает необходимость выделения в его составе специализированных структурных подразделений. Среди получивших наибольшее распространение структурных единиц представительного органа следует отметить комитеты и комиссии по определенным направлениям деятельности, группы (фракции) депутатов, сформированные по территориальному или партийному признаку.
Согласно ст. 35 ФЗ «131-ФЗ организацию деятельности представительного органа муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет глава муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является главой местной администрации, - председатель представительного органа муниципального образования, избираемый этим органом из своего состава.
Согласно Уставу города Липецка от 25 декабря 2004г. №539 Липецкий городской Совет депутатов - выборный представительный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и коллегиально принимать решения, действующие на территории города Липецка.
Городской Совет депутатов избирается сроком на пять лет.
Городской Совет состоит из 36 (тридцать шесть) депутатов, считается правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.
Выборы депутатов проводятся с применением смешанной избирательной системы с закрытыми списками кандидатов: (18 по одномандатным избирательным округам и 18 по единому пропорциональному городскому избирательному округу).
Городской Совет обладает правами юридического лица.
Депутаты городского Совета избираются жителями города на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Депутатом может быть избран гражданин, достигший 21 года.
На постоянной основе в городском Совете работают четыре депутата.
Депутат имеет право правотворческой инициативы, которое осуществляется в форме внесения в городской Совет:
-проектов нормативных правовых актов, изменений и поправок к ним;
-инициативных предложений о разработке и принятии новых нормативных правовых актов;
Формами депутатской деятельности являются:
-участие в сессиях городского Совета;
-участие в работе постоянных и временных комиссий, образуемых городским Советом;
-участие в выполнении поручений городского Совета и его комиссий;
-участие в депутатских слушаниях, организуемых городским Советом;
-обращение с депутатским запросом;
-работа с избирателями;
-участие в работе постоянных и временных депутатских групп;
-проведение и участие в депутатских проверках.
Полномочия депутата ГС прекращаются досрочно в случае: смерти; отставки по собст. желанию, решения суда, выезда за пределы РФ на пост. место жит-ва; прекращения гражданства РФ, отзыва избирателями; досрочного прекращения полномочий ГС;
-призыва на военную или альтернативную службу.
В исключительном ведении городского Совета находятся:
-принятие Устава и внесение изменений и дополнений;
-утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
-установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
-принятие планов и программ развития города, утверждение отчетов об их исполнении;
-определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;
-определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений, а также порядок установления тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений;
-определение порядка участия города в организациях межмуниципального сотрудничества;
-определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;
-контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий;
-устанавливает официальные символы города Липецка: флаг, герб, гимн;
-утверждает схему управления города и по представлению Главы города - структуру администрации города, положения об органах администрации города;
-утверждает генеральный план города;
-утверждает программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, устанавливает надбавки к ценам (тарифам) для потребителей;
-вносит законодательные инициативы в Липецкий областной Совет депутатов;
-назначает опрос граждан;
-в соответствии с земельным законодательством определяет порядок землепользования и охраны земель на территории города;
-учреждает городские награды и почетные звания, и иные виды поощрений и моральных стимулов,
-принимает решение о проведении местного референдума, муниципальных выборов;
-назначает аудиторские проверки эффективности использования бюджетных средств и иного муниципального имущества; муниципальных предприятий и учреждений;
-образует контрольно-счетную палату города Липецка;
-вносит представления Главе города об изменениях или отмене правовых актов, принятых администрацией города, противоречащих действующему законодательству РФ, решениям городского Совета, а также обжалует их в судебном порядке;
-рассматривает иные вопросы, отнесенные к его компетенции в соответствии с действующим законодательством.
Формами работы городского Совета являются: сессии городского Совета; заседания постоянных комиссий; депутатские слушания.
Сессия ГС правомочна, если на ней присутствует не менее 50% от числа избр. деп-тов. Сессии ГС проводятся не реже1 раза в три месяца.
Порядок созыва, проведения, формирования повестки дня, принятия решений сессии определяются Регламентом Гор. Совета.
Нормативными правовыми актами, обязательные для исполнения на территории города, являются решения сессии ГС.
Решения ГС принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов.
ГС также вправе принимать в порядке, установленном Регламентом ГС, и другие акты резолютивного характера: обращения, заявления и т.п.
Организацию работы ГС осуществляет председатель ГС.
Председатель избирается на сессии ГС из числа депутатов тайным голосованием. Решение об избрании председателя принимается большинством голосов от установленного числа депутатов.
Председатель ГС:
- представляет ГС в отношениях с населением города, органами гос. власти, мест. сам-ния, предприятиями, учреждениями и организациями, общественными объединениями;
- созывает сессии ГС, доводит до сведения депутатов и населения время и место их проведения, а также проект повестки дня;
- ведет заседания ГС в соответствии с Регламентом ГС;
- издает распоряжения, подписывает решения ГС, протоколы сессий и другие документы ГС;
- координирует деятельность постоянных и иных комиссий ГС, депутатских групп;
Заместители председателя ГС избираются тайным голосованием из числа депутатов ГС по представлению председателя ГС. Предложения по кандидатурам своих заместителей на утверждение вносит председатель. Решение об избрании зам. председ. ГС принимается большинством голосов от установленного числа депутатов. Зам. председателя ГС выполняют полномочия в соответствии с распределением обязанностей, поручения председателя ГС, а в случае отсутствия председателя осуществляют его полномочия.
ГС образует постоянные комиссии из числа депутатов для рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к его ведению. Постоянные комиссии избирают из своего состава председателей и заместителей председателей комиссий. Председатели постоянных комиссий и их заместители утверждаются на сессии ГС. Решения пост. комиссии ГС носят рекомендат. характер, подлежат обязательному рассмотрению лицами, которым они адресованы.
ГС может образовывать врем. комиссии. Задачи, полномочия и срок действия врем. комиссий определяются ГС при их образовании.
Полномочия ГС могут быть прекращены досрочно в случае:
-принятия ГС решения о самороспуске. С инициативой о самороспуске ГС может выступить группа депутатов численностью не менее 1/3 от их установленного числа. Решение о досрочном прекращении полномочий принимается 2/3 голосов от установленного числа депутатов ГС;
-вступления в силу Закона Липецкой области о роспуске ГС, принятого в соответствии со статьей 73 Федерального закона N 131 от 06.10.2003 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
-вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов ГС, в том числе в связи со сложением депутатами своих полномочий;

-преобразования муниципального образования город Липецк.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика