19. Глава муниципального образования: политико-правовой статус
Конституция РФ (ч. 1 ст. 131) и Федеральный закон 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления» (ч. 6 ст. 14) устанавливают, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Уставом муниципального образования может быть предусмотрена должность главы муниципального образования — выборного должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления. Глава муниципального образования избирается непосредственно гражданами, либо представительным органом местного самоуправления из своего состава. Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования. Избираемый населением глава муниципального образования может быть наделен правом входить в состав представительного органа местного самоуправления, председательствовать на заседаниях представительного органа местного самоуправления. При этом глава муниципального образования, не входящий в состав представительного органа, обладает правом подписи нормативных правовых актов, принимаемых представительным органом. В уставе может быть предусмотрено право главы муниципального образования на отклонение нормативных правовых актов представительного органа. При отклонении нормативного правового акта глава муниципального образования должен направить его с мотивированным заключением в представительный орган для повторного рассмотрения. В случае отклонения представительным органом заключения главы муниципального образования нормативный правовой акт подлежит подписанию главой муниципального образования. Глава муниципального образования, входящий в состав представительного органа, правом отклонения нормативных правовых актов не обладает. В случае разногласий между представительным органом и должностными лицами муниципального образования по поводу принятия нормативных правовых актов они разрешаются в порядке, установленном уставом муниципального образования или в судебном порядке.
В Федеральном законе 2003 г. предусмотрен ряд существенных изменений в порядке формирования, структуре и полномочиях отдельных органов местного самоуправления.
Прежде всего введена обязательность наличия в муниципальном образовании представительного органа, главы муниципального образования и местной адми­нистрации.
Существенно изменен в Федеральном законе 2003 г. статус главы муниципально­го образования. В соответствии с уставом муниципального образования его глава:
♦ избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава;
♦ в случае избрания на муниципальных выборах входит в состав представи­тельного органа муниципального образования с правом решающего голоса и является его председателем либо возглавляет местную администрацию;
« в случае избрания представительным органом муниципального образования является председателем представительного органа муниципального образо­вания;
» не может быть одновременно председателем представительного органа му­ниципального образования и главой местной администрации (за исключе­нием поселений с численностью жителей менее 1 тыс.).
Реализация этих положений позволяет использовать следующие модели по­строения муниципальной власти.
Первый вариант. Глава муниципального образования избирается населением, принимает собственные решения по определенному кругу вопросов местного зна­чения, издавая собственные нормативные правовые акты, возглавляет деятель­ность местной администрации. Работу представительного органа организует из­бираемый из числа депутатов председатель.
Второй вариант. Глава муниципального образования избирается населением и возглавляет представительный орган местного самоуправления. Руководство местной администрацией возлагается на управляющего, нанимаемого по контрак­ту на конкурсной основе.
Третий вариант. Глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления, организует его работу, пред­седательствует на его заседаниях, принимает собственные решения по определен­ному кругу вопросов местного значения, издавая собственные нормативные пра­вовые акты. Местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый по контракту на конкурсной основе.
Главы муниципальных образований играют ключевую роль в системе местного самоуправления, не просто возглавляя деятельность по осуществлению местного самоуправления, а олицетворяя власть на местном уровне. Естественно, наделяя глав муниципальных образований большим объемом властных полномочий, органы государственной власти РФ закрепляли в законодательстве систему правовых мер, которые должны были обеспечить ответственность глав муниципальных образований.
Необходимо отметить такие виды их ответственности, как административно-правовая, уголовно-правовая и муниципально-правовая.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика