16. Местное самоуправление: сущность, принципы организации в РФ
Одним из основополагающих признаков демократического государства, наряду с разделением властей, является наличие местного самоуправления (МС).
Один из видов государственного управления на местах — местное С., при котором население административно-территориальной единицы самостоятельно управляет местными делами (через выборные органы или непосредственно) в пределах прав, установленных государством.
Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в РФ, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспече­нию интересов населения на местах. Как одна из форм власти, ее нижний уровень, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения реше­ния по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, вы­полняя другие властные функции.
Разделение органов государственной власти и местного самоуправления не означает, что государство отказывает местному самоуправлению в своей поддержке. Закон обязы­вает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ создавать необходи­мые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправле­ния, оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
МС осущ-ся в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Феде­рации», другими федеральными законами, законами субъектов РФ (т.е. самостоятельность МС имеет пределы). Федеральные законодательные акты, касающиеся МС, делятся на 2 группы: 1) ФЗ, Указы Президента, Постановления Правительства, постановления Конституцион. Суда п вопросам МС; 2) Федеральные отраслевые законы и иные нормативные правовы акты, содержащие нормы муниципального права. Основным нормативным актом МО явл-ся Устав МО.
Согласно Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправления «не входят в систему органов государствен­ной власти».
Согласно ФЗ № 131 от 6.10. 2003. «Об общих принципах…», МС – это 1) форма осущ-я народом своей власти; 2) уровень власти, базирующийся на федерал. и регионал. законодат-ве; 3) возм-ть самост-го реш-я населением непосредственно или ч/з местные органы власти вопросов местного знач-я; 4) при реш-ии вопросов учит-ся историч. и иные местные традиции.
МС - один из важных демократических принципов организации и осуществления власти, право граждан различных административно-территориальных еди­ниц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел.
Как форма власти местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимая решения по вопросам местного значения. Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо при­способленной к местным особенностям. МС обеспечивает самоорганизацию граждан, их непо­средственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества.
Как организатор местного хозяйства МС выполняет эко­номические функции, но жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг. Таким набором функций не обладает ни одна другая структура общества. Так, государство выполняет функции власти и частично хозяйственные функ­ции, но самоорганизация граждан — не его дело. Общественные и другие неком­мерческие (в зарубежной литературе используются термины «негосударственные», «неправительственные») организации выполняют функцию самоорганизации и многие из них занимаются хозяйственной деятельностью, но у них нет властных полномочий. Только МС одновременно выполняется три функции. Оно решает такие задачи, до которых у государства «не доходят руки», привлекает для решения этих задач «невидимые» с государственного уровня местные ресурсы. Оно освобождает органы государственной власти от «мелких» дел, позволяя им концентрироваться на решении стратегических проблем.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый в 2003 г. гласит: «Мест­ное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Фе­дерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными зако­нами — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населе­ния, с учетом исторических и иных местных традиций».
Конституцией РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является ее народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конститу­ционные основы местного самоуправления в РФ рассматриваются в разделе 1.3.
Основные признаки МС, отличающие его от государствен­ной власти:
- различие в характере власти. МС — власть подзакон­ная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;
- разграничение сфер компетенции. Речь идет об ограниченности круга дел, предоставленных МС-ю;
- самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства к осуществлению своих задач;
- территориально-ограниченный выборный принцип.
Таким образом, местное самоуправление — это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.
Граждане РФ осуществляют свое право на МС в городах, сельских поселениях и других муници­пальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями из­бирательных прав граждан. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы МС.
МС обеспечивает не только самостоятель­ность решения населением всех вопросов местного значения, но и орга­низационное обособление управления местными делами в системе уп­равления обществом и государством.
Система органов МС представляет собой сово­купность организационных форм и политико-правовых институтов прямого волеизъявления жителей данной территории, а также выборных и других орга­нов, реализующих его функции.
К органам местного самоуправления относят­ся:
а) непосредственные - собрания, сходы граждан, на которых прямым воле­изъявлением большинства жителей решаются местные вопросы (они прово­дятся в небольших населенных пунктах, где для этого не образуются предста­вительные органы);
б) представительные - те, которые избираются непосред­ственно населением и которые могут именоваться муниципальным собранием, комитетом, думой и т.д.;
в) исполнительные - главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.д.), избираемые населением или пред­ставительным органом.
Могут также образовываться и органы территориаль­ного общественного самоуправления: советы микрорайонов, уличные, домо­вые комитеты, союзы, ассоциации органов местного самоуправления и т.д.
Муниципальные органы являются основным звеном в системе местного самоуправления. Они организуют исполнение законов и других правовых ак­тов государства, оказывают содействие государственным органам, располо­женным на их территории, координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления. Муниципальные органы - это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми ответственны за осуществление своих полномочий.
Представительные органы МС обеспечивают учет интересов населения в решении вопросов, непосредственно относящихся к условиям жизни на определенной территории, способствуют более гибкому учету местной специфики. К их ведению относятся: принятие ус­тава муниципального образования, утверждение местного бюджета, установ­ление местных налогов и сборов, порядка распоряжения собственностью и другие наиболее важные функции.
Администрация МО обычно имеет структуру, состоящую из аппарата небольших подразделений, где должностные обязан­ности исполняют муниципальные служащие.
Глава МС руководит деятельностью местной адми­нистрации, структура которой во многом зависит от вида населенного пункта, размеров территории, численности населения.
Среди наиболее общих функций местного самоуправления:
а) обеспечение участия населения в решении местных дел;
б) управление муниципальным хозяйством, финансовыми средствами, реше­ние вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собст­венностью, самостоятельное формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
в) обеспечение развития террито­рии, ее экономической инфраструктуры;
г) предоставление населению соци­ально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услуг;
д) охрану общественного порядка, обеспечение режима законности на дан­ной территории;
е) защиту интересов и прав местного самоуправления, гарантированных федеральным законодательством.
Конституция РФ содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст. 130 — 133). Однако ряд положений входит в число основ конституционного строя (ст. 12), а кроме того, содержится в ст. 8, 9, 15, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 68 Основного Закона. С точки зрения организации и принципов местного самоуправления наибольшее значение имеют следующие конституционные положения:

  1. местное самоуправление в пределах своих полномо­чий самостоятельно;
  2. органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти;
  3. местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
  4. местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления;
  5. структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно;
изменение границ территорий, в которых осуществ­ляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика