16. Местное самоуправление: сущность, принципы организации в РФ
Одним из основополагающих признаков демократического государства, наряду с разделением властей, является наличие местного самоуправления (МС).
Один из видов государственного управления на местах — местное С., при котором население административно-территориальной единицы самостоятельно управляет местными делами (через выборные органы или непосредственно) в пределах прав, установленных государством.
Этот принцип обеспечивает такую децентрализацию системы управления в РФ, которая делает данную систему наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах. Как одна из форм власти, ее нижний уровень, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции.
Разделение органов государственной власти и местного самоуправления не означает, что государство отказывает местному самоуправлению в своей поддержке. Закон обязывает федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ создавать необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития местного самоуправления, оказывать содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление.
МС осущ-ся в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другими федеральными законами, законами субъектов РФ (т.е. самостоятельность МС имеет пределы). Федеральные законодательные акты, касающиеся МС, делятся на 2 группы: 1) ФЗ, Указы Президента, Постановления Правительства, постановления Конституцион. Суда п вопросам МС; 2) Федеральные отраслевые законы и иные нормативные правовы акты, содержащие нормы муниципального права. Основным нормативным актом МО явл-ся Устав МО.
Согласно Конституции РФ (ст. 12), органы местного самоуправления «не входят в систему органов государственной власти».
Согласно ФЗ № 131 от 6.10. 2003. «Об общих принципах…», МС – это 1) форма осущ-я народом своей власти; 2) уровень власти, базирующийся на федерал. и регионал. законодат-ве; 3) возм-ть самост-го реш-я населением непосредственно или ч/з местные органы власти вопросов местного знач-я; 4) при реш-ии вопросов учит-ся историч. и иные местные традиции.
МС - один из важных демократических принципов организации и осуществления власти, право граждан различных административно-территориальных единиц управлять в рамках закона самостоятельно, а также в собственных интересах значительной частью общественных дел.
Как форма власти местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимая решения по вопросам местного значения. Местное самоуправление создает условия для приближения власти к населению, для гибкой системы управления на местах, хорошо приспособленной к местным особенностям. МС обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества.
Как организатор местного хозяйства МС выполняет экономические функции, но жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг. Таким набором функций не обладает ни одна другая структура общества. Так, государство выполняет функции власти и частично хозяйственные функции, но самоорганизация граждан — не его дело. Общественные и другие некоммерческие (в зарубежной литературе используются термины «негосударственные», «неправительственные») организации выполняют функцию самоорганизации и многие из них занимаются хозяйственной деятельностью, но у них нет властных полномочий. Только МС одновременно выполняется три функции. Оно решает такие задачи, до которых у государства «не доходят руки», привлекает для решения этих задач «невидимые» с государственного уровня местные ресурсы. Оно освобождает органы государственной власти от «мелких» дел, позволяя им концентрироваться на решении стратегических проблем.
Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», принятый в 2003 г. гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, с учетом исторических и иных местных традиций».
Конституцией РФ (ст. 3) определено, что единственным источником власти в стране является ее народ, осуществляющий свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Конституционные основы местного самоуправления в РФ рассматриваются в разделе 1.3.
Основные признаки МС, отличающие его от государственной власти:
- различие в характере власти. МС — власть подзаконная, действующая в порядке и пределах, указанных ей верховной властью;
- разграничение сфер компетенции. Речь идет об ограниченности круга дел, предоставленных МС-ю;
- самостоятельные источники средств. Нельзя говорить о местном самоуправлении как об особом субъекте прав, если ему не предоставлены те или иные определенные и отграниченные средства к осуществлению своих задач;
- территориально-ограниченный выборный принцип.
Таким образом, местное самоуправление — это такой способ децентрализации власти, при котором ее нижний уровень, наиболее приближенный к населению, значительной автономией и самостоятельностью в решении вопросов местной жизни, избирается жителями и несет ответственность перед ними.
Граждане РФ осуществляют свое право на МС в городах, сельских поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы МС.
МС обеспечивает не только самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения, но и организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.
Система органов МС представляет собой совокупность организационных форм и политико-правовых институтов прямого волеизъявления жителей данной территории, а также выборных и других органов, реализующих его функции.
К органам местного самоуправления относятся:
а) непосредственные - собрания, сходы граждан, на которых прямым волеизъявлением большинства жителей решаются местные вопросы (они проводятся в небольших населенных пунктах, где для этого не образуются представительные органы);
б) представительные - те, которые избираются непосредственно населением и которые могут именоваться муниципальным собранием, комитетом, думой и т.д.;
в) исполнительные - главы местного самоуправления (глава администрации, мэр, староста и т.д.), избираемые населением или представительным органом.
Могут также образовываться и органы территориального общественного самоуправления: советы микрорайонов, уличные, домовые комитеты, союзы, ассоциации органов местного самоуправления и т.д.
Муниципальные органы являются основным звеном в системе местного самоуправления. Они организуют исполнение законов и других правовых актов государства, оказывают содействие государственным органам, расположенным на их территории, координируют деятельность органов территориального общественного самоуправления. Муниципальные органы - это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми ответственны за осуществление своих полномочий.
Представительные органы МС обеспечивают учет интересов населения в решении вопросов, непосредственно относящихся к условиям жизни на определенной территории, способствуют более гибкому учету местной специфики. К их ведению относятся: принятие устава муниципального образования, утверждение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, порядка распоряжения собственностью и другие наиболее важные функции.
Администрация МО обычно имеет структуру, состоящую из аппарата небольших подразделений, где должностные обязанности исполняют муниципальные служащие.
Глава МС руководит деятельностью местной администрации, структура которой во многом зависит от вида населенного пункта, размеров территории, численности населения.
Среди наиболее общих функций местного самоуправления:
а) обеспечение участия населения в решении местных дел;
б) управление муниципальным хозяйством, финансовыми средствами, решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, самостоятельное формирование и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов;
в) обеспечение развития территории, ее экономической инфраструктуры;
г) предоставление населению социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услуг;
д) охрану общественного порядка, обеспечение режима законности на данной территории;
е) защиту интересов и прав местного самоуправления, гарантированных федеральным законодательством.
Конституция РФ содержит специальную главу о местном самоуправлении из четырех статей (ст. 130 — 133). Однако ряд положений входит в число основ конституционного строя (ст. 12), а кроме того, содержится в ст. 8, 9, 15, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 68 Основного Закона. С точки зрения организации и принципов местного самоуправления наибольшее значение имеют следующие конституционные положения:
Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь