15. Бюрократия и бюрократизм в государственном управлении: основные характеристики.
В теории государственного управления термин «бюрократия» чаще всего применяет­ся для обозначения административных и технических аспектов организации, обеспечивающих исполнение принимаемых решений. В современном обще­стве с увеличением размеров организаций, как государственных, так и част­ных, и усложнением механизма реализации управленческих решений бюро­кратия стала играть главную, а иногда и определяющую роль во многих сфе­рах государственной политики.
Существуют четыре подхода к определению бюрократии. В зависимо­сти от присущей исследователям оценки роли бюрократии в обществе она рассматривается как: форма существования и характер власти; сложная, иерархически построенная структура организации, позво­ляющая повысить управленческую эффективность и в государственной сфе­ре, и в частном секторе; часть правительства, не входящая в политическую или выборную его
структуры и осуществляющая повседневное управление государственной машиной; негативная оценка действий государственных чиновников, присущая управленческому аппарату социальная болезнь с характерной для него воло­китой и неэффективностью.
Бюрократия может быть охарактеризована и как:
организация - специфическая форма политической или иной организации, в которой абсолютизированы административные процедуры.
социальная группа - профессиональное сообщество лиц, занятых в сфере государственного управления и получающих за это зарплату.
Функция бюрократии необходима любой политической системе, по­скольку ни одно общество не может обойтись без аппарата управления.
Итак, бюрократизм означает:

  1. в политическом смысле - освобождение административного аппарата государства от контроля со стороны выборных органов власти;
  2. в социальном - расширении слоя чиновников, корпоративные интересы которых начинают выходить за рамки их собственных профессиональных обязанностей;
  3. в организационном - абсолютизацию формальных правил и рост аппа­рата организаций, окладов их работников без реального увеличения отдачи.

В веберовской идее бюрократия была отождествлена с рационализацией, т.е. с упорядочением, систематизацией и измеряемостью общественных процессов и, в частности, управленческих проявлений. Понятие бюрократии приобрело позитивный смысл, чем была внесена двузначность в мышление. Возникла необходимость каждый раз объяснять, что не имеется в виду, когда пишется данное слово. Между тем в русском языке понятие "бюрократизм" до сих пор сохраняет негативный, критический оттенок.
Важная роль в обеспечении демократизма государственного управления принадлежит представительной форме демократии. Это — специфическая связь общества и государства через свободно выбираемых гражданами лиц, управомоченных выражать их интересы и волю и закреплять посредством законов и других нормативных правовых актов.
Бюропатология- порок, встречающийся в административных организациях и сокращающий эффективность их деятельности по реализации политики и соответственно по превращению целей намечаемых программ в конечный результат.
Многие исследователи рассматривают современную бюрократию как эффективный метод структурирования больших организаций, выполняющих и рутинные, и сложные задачи. В то же время ее подвергают серьезной критике как представители теории организации, так и широкая общественность. Так, некоторые "законы" бюрократии свидетельствуют о наличии "дисфункционального" или "патологического" административного поведения, т. е. поведения, которое оценивается как патологическое ввиду того, что оно не позволяет организации достигать своих целей. Например, закон Паркинсона гласит, что "объем работы возрастает в той мере, в какой это необходимо, чтобы занять время, выделенное на ее выполнение", а принцип Питера устанавливает, что "работники продвигаются по службе до уровня, превышающего их компетентность". Эти в шутливой форме высказанные замечания в адрес бюрократии, указывают на ощущаемую неэффективность и некомпетентность чиновников.
Традиционная модель – “бюрократия, ориентированная на правительство” – характеризуется бесправием чиновника перед политической властью (часто компенсируемым его же произволом в отношении общества); отсутствием какой бы то ни было корпоративности, внутренней автономии, гарантий карьеры; чиновник выступает в качестве личного слуги правителей и государства, ими персонифицируемого

Бюрократия (бюрократизм как производное явление) представляет собой такую форму осуществления власти (прежде всего государственной), при которой имеет место подмена общей воли организации (общества, граждан) волей группы лиц

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика