4. Кредитно-денежная политика государства: цели и инструменты реализации
Деньги –товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента (выражает стоимость других товаров и обмениваемый на любой из них).
Функции денег:
1)Средство обращения: можно использовать при покупке и продаже товаров и услуг(средство платежа и средство обмена)
2)Мера стоимости
3)Мера накопления(сбережения).
Современные деньги неполноценны (это квазиденьги). Поэтому говорят о денежной массе, показатели денежной массы – агрегаты М0, М1, М2.
М0- наличные деньги (деньги в узком смысле слова)
М1 = М0 + расчетные, текущие счета, вклады в ком.банках, депозиты до востребования в сбербанках.
М2 = М1+ срочные вклады в сбербанке.
М3 = М2+ депозитные сертификаты и облигации госзаймов.
На основании платежей за товары и услуги существуют 3 вида платежных средств:
1)Наличные деньги (банкноты, монеты)
2)Жироденьги (чеки, текущие счета)
3)Долговые деньги (векселя, обязательства различного рода).
Деньги обладают абсолютной ликвидностью ( издержки, связанные с превращением М1и М2 в М0
Мотивы спроса на деньги. Спрос на деньги – потребность в опред.запасе денег. Он опред-ся как кол-во платежных средств, которое население и фирмы хотят держать в ликвидной форме.
Существуют 2 подхода в объяснении спроса на деньги :
1)Монетаристский (в основе классический поход обмен Фишера)
МV = PQ, где М-кол-во денег, Р –цены, Q – количество товаров.
PQ = ВНП
(сколько товаров произведено и как быстро они…)
2)Кенйсиантский подход : 3 мотива спроса на деньги:
а) трансакционный спрос (деньги для сделок, траксакция – сделка)
б) предосторожности (непредвиденные платежи)
спекулятивный ( например, человек вкладывает деньги в акции(длительный срок), облигации (короткий срок), т.е. предпочел деньги оставить в «деньгах».
Предложение денег Мs в экономике осуществляет гос-во.
Мs = С + Д, где С – наличность, Д – депозит.
Если спрос со стороны фирм, то предложение со стороны гос-ва. Монополия – гос-во и ЦБ страны.
Синьораж – только гос-во м.определить кол-во денег в экономике.
Кредитно-денежная (или монетарная) политика – это контроль над денежным предложением с целью достижения неинфляционного роста ВВП и полной занятости. Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы изменения в денежном предложении соответствовали основным целям экономического развития: повышению деловой активности, снижению инфляции. Осн. цели КДП во многом совпадают с целями гос. политики: эконом. рост; выс. ур-нь занятости; стабильность цен; стабильность на финанс. рынках; стаб-ть на валютном рынке. Для достижения этих целей ЦБ выбирает т.н. промежут. цели, к-ые подконтрольны ему: 1) денежные агрегаты (не индивидуал., а агрегирован. индексы, показатели: D-спрос, AD – агрегиров.спрос); 2) ставка %; 3) обменный курс валюты.
Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и стабильностью цен. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения (меры, предпринимаемые ЦБ-ом) с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный рост), занятости и уровня цен. Например, недостаток у предприятий свободных ден. средств затрудняет осуществление коммерческих сделок, внутренних инвестиций и т.д. С другой стороны, избыточная ден. имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае ден.-кредит. пол-ка должна быть направлена на расширение кредит. деят-ти банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег."
Современная КДП состоит из 3-х звеньев: ЦБ, банковский сектор (КБ – коммерч.банки, СБ – сбер.банки, ипотечные, инвестиционные банки); специализированные кредитно-финансовые учреждения небанковского сектора (страховые компании, инвестиц.компании, пенсионный фонд). КДП определяется правительством, ее проводником (главным звеном) является ЦБ.
Осн. функции ЦБ: 1.выпуск наличных денег (эмиссия); 2.хранение зоолтовалютных резервов; 3.быть кредитором в послед.инстанции для КБ; 4.быть финансовым агентом правительства; 5.быть банкиром в банках (ссуды казначейству, напр.); 6.контроль и надзор за деят-ю КБ-в; 7. осущ-е КДП-ки. ЦБ располагает набором средств, т.е. инструментами КДП.
Выделяют три основных инструмента регулирования кредитно - денежной политики (ЦБ): операции на открытом рынке с ценными бумагами и иностранной валютой: купля или продажа ЦБ государственных ценных бумаг в банковской системе; изменение нормы обязательных резервов (нормативов банковских резервов: 1-15%), т.е. минимальной доли депозитов, которую КБ должны хранить в виде резервов (беспроцентных вкладов) в ЦБ (резервы комбанков хранятся в ЦБ – это пассивы ЦБ; повышение нормы ОР означает сужение кредитной способности КБ-в и наоборот); изменение учетной ставки (ставки рефинансирования; учётная ставка = минимальная ставка, по которой ЦБ выдает ссуды комбанкам для удовлетв-я временных потребностей в пополнении их резервов на более длител. срок), т.е. ставки по которым ЦБ кредитует КБ (политика предоставления комбанкам кредитов ЦБ-ом по низкой учетной ставке, напр. в случае угрозы банкротства, нехватки ликвидностей, или сезонного кредита, наз-ся дисконтным окном). Эти инструменты в основном воздействуют либо на количество денег, либо на ставки процента. В России ставка рефинансирования как реал. инструмент финанс-я ЦБ-ом КБ-ов отсутствует (с 1995 г. ЦБ не зан-ся рефинансир-ем КБ-в, следоват-о, по такой ставке невозможно получить кредит в ЦБ).
 Операции на открытом рынке. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
Политика обязательных резервов. Изменение нормы обязательных резервов влияет на рентабельность кредитных учреждений. Так, в случае увеличения обязательных резервов происходит как бы недополучение прибыли. Поэтому, по мнению многих западных экономистов, данный метод служит наиболее эффективным антиинфляционным средством. Недостаток этого метода заключается в том, что некоторые учреждения, в основном специализированные банки, имеющие незначительные депозиты, оказываются в преимущественном положение по сравнению с коммерческими банками, располагающими большими ресурсами.
Рефинансирование коммерческих банков. Термин "рефинансирование" означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка. Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило векселя). Изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков. Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка. Например, повышение официальной учетной ставки в период усиления инфляции вызывает рост процентной ставки по кредитным операциям коммерческих банков, что приводит к их сокращению, поскольку происходит удорожание кредита, и наоборот.
По форме воздействия инструменты КДП разделяются на административные (прямые - н-р: инструкции, предписания, директивы, исходящие от ЦБ) и рыночные или экономические (косвенные – посредством формирования опред-х условий на денежном рынке и рынке капитала). Различие между ними состоит в том, что центральный банк либо оказывает косвенное воздействие через ликвидность кредитных учреждений, либо устанавливает лимиты в отношении количественных и качественных параметров деятельности банков.

Дискреционная (гибкая) КДП направлена на стимулирование или сдерживание деловой активности в зависимости от фаз среднесрочного экономического цикла. Стимулирующая (экспансионистская) дискреционная политика – это политика «дешевых денег», которая используется ЦБ при спадах производства. Сдерживающая (рестрикционная) КДП – политика «дорогих денег» - наоборот, при инфляции.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика