">8. Государственная власть и государственное управление: соотношение и механизмы взаимодействия.
Государственная власть может быть определена как система деятельности народа, составляющих его общностей и индивидов, а также создаваемых ими органов по осуществлению принадлежащих им публичных прав, свобод, предоставленных полномочий, обязанностей и возложенной ответственности, выражающих их социальное качество и потребности.
С точки зрения современного понимания государственной власти можно выделить:
- первичные субъекты государственной власти: народ, общество, его составные части и граждане, обладающие естественными, публичными правами, являющимися основой легитимности учреждаемой или изменяемой ими государственной власти.
- вторичные субъекты государственной власти', органы государственной власти (глава государства, парламент, правительство, создаваемые первичными субъектами государственной власти, и производные от них органы - министерства, ведомства, подразделения и т.п.), через которые опосредствованно первичными субъектами осуществляются конкретные государственно-властные полномочия, направленные на реализацию функций государства.
Первичные субъекты государственной власти осуществляют учредительную государственную власть, вторичные субъекты - соответственно законодательную, исполнительную, судебную и контрольную власть государства.
Субъект законодательной власти - парламент как орган государства, как правило, имеет весьма сложную структуру: состоит из палат, комитетов, комиссий, фракций и т.п., в процессе взаимодействия которых реализуются сложные технологии законотворческой работы.
То же самое можно сказать об исполнительной власти. Основные ее субъекты - правительство и подчиненные ему органы - призваны исполнять законы, проводить их требования в реальную жизнь
Не менее сложной подсистемой государственной власти является судебная власть. Она представлена судебными учреждениями, имеющими самостоятельную структуру государственной организации.
Государственное управ­ление - это юридически оформляемая деятельность по организации конкрет­ного, системного взаимодействия всех ветвей государственной власти, на­правленная на осуществление конкретных практических воздействий на объ­екты управления государственной власти в соответствии с ее социальным назначением.
Взаимосвязь государственной власти и государ­ственного управления может быть определена как система правовых отно­шений между различными ветвями государственной власти, посредством которых осуществляется практическое, конкретное воздействие на различные сферы жизни общества и индивида, создающих необходимые предпосылки для осуществления принадлежащих им прав, свобод и исполнения правовых обязанностей, преемственного перевода всей общественной системы в со­стояния, постоянно обеспечивающие их развитие и осуществление.
Все элементы системы государственной власти тесно связаны с госу­дарственным управлением, выступающим как ее конкретное проявление: государственное управление возникает как реализация одной из разновид­ностей учредительной государственной власти, осуществляется в соответ­ствии с нормами, установленными законодательной властью. Юридиче­ские коллизии, возникающие в процессе осуществления государственного управления, рассматриваются и разрешаются судебной властью. Эффек­тивность всей системы государственного управления во многом зависит от состояния контрольной власти.
Вместе с тем государственное управление, непосредственно соприка­сающееся с потребностями общества и его составных частей, может активно воздействовать на каждую из разновидностей государственной власти, выяв­ляя нерешенные проблемы и тем самым задавая парадигмы их деятельности.
Взаимодействие государственной власти и государственного управления осуществляется через право, закон, нормативную юридическую систему. Во взаимодействии государственной власти и государственного управления пра­во, закон и нормативная юридическая система играют свою особую роль, которая до сих пор, как правило, специально не отмечается в научной лите­ратуре как и ранее. Причина такого явления заключается в господствующем представлении о тождестве права и закона, права и системы норм.
В данной ситуации право выступает в качестве самостоятельной ценно­сти, не отождествляемой с законом, представляющим собой одну из форм внешнего выражения юридических норм нормотворческой деятельности го­сударства. Сам закон, положенный в основу деятельности государственной власти и управления, подлежит оценке с точки зрения его соответствия пра­ву, а следовательно такой же оценке должна быть подвергнута деятельность органов государственной власти, выполняющих функции государственного управления. Долгое время государственная власть и государственное управ­ление сводились к различным управленческим технологиям, важным для осуществления управления, но абсолютизированным компонентам управле­ния, что актуально и сегодня.
Закон является основным, главным способом внешней публичной фиксации, нормативного закрепления права, создающим возможность чет­кого определения его конкретного содержания, а следовательно и даль­нейшей защиты. Одновременно он выступает результатом нормотворческой деятельности государственной власти, нормативной основой государ­ственного управления.

Наряду с законом существуют и другие внешние формы закрепления юридических норм, подчиненные закону, обладающему верховенством в системе нормативно-правовых актов государства, а также другие правовые средства, объединяемые понятием «нормативная юридическая система». Сущность нормативной юридической системы, выражающая ее социальное назначение, состоит в закреплении государст­вом прав и обязанностей социальных субъектов, процессов их осуществле­ния и исполнения - основе стабильного развития общества, утверждения в нем юридического порядка.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика