7. Федеративная форма организации гос.управления в РФ
ФЕДЕРАЛИЗМ 1) одна из двух форм территориальной организации государства, предполагающая его сложный, союзный характер (см. Федерация); 2) с 1992 г. - одна из основ конституционного строя РФ, основополагающий принцип государственно-территориального устройства РФ, за счет которого обеспечиваются единство страны, децентрализация власти на основе разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами, а также равноправие и самоопределение народов в составе Федерации; 3) политическое движение за федеративное устройство.
1. Формирование Российской государственности базируется на принципах федерализма.
Под федерализмом понимается:

  1. Формирование единой территории государства из территориальных субъектов;
  2. Субъекты федерации, как правило, имеют законодательные органы власти;
  3. Обладают ограниченным суверинитетом.

К непременным условиям федерации относятся:

  1. Равенство субъектов федерации;
  2. Субъекты не обладают правом выхода из Федерации.

2. РФ представляет собой уникальный тип федерации.
Федеративный характер российской государственности закреплен в Конституции РФ 1993 года в главе 3 – Федеративное устройство, но конституционные принципы не отражают всей сложности федеративного устройства и многообразия федеративных отношений в России. Эти сложности обусловлены особенностями Российского федерализма:
1. Различие территорий. РФ самое большое по территории и одно из самых многочисленных по населению федеративных государств, оно состоит из 88 субъектов Федерации 6-ти видов: 20 республик, 6 краев, 49 областей, 1 Автономная область, 2 города федерального значения и 10 Автономных округов. Между ними существуют различия:

  1. по площади территорий;
  2. по численности населения;
  3. по религиозным убеждениям населения;
  4. по удельному весу городского населения;
  5. по стадиям социально – экономического развития;
  6. по климатическим условиям.

2. Принципы построения. Федерация в нашей стране создавалась нетрадиционным для федерации способом - не по воле субъектов передающих часть полномочий центру, а сверху, то есть центральные власти провозгласили части Федерации при помощи и на основе законодательных актов. (Беребиджан – столица Еврейской АО).
3. Смешанный принцип построения. Российская модель Федеративно – территориального деления предполагает:

  1. национально – территориальное деление (республики, автономные территории);
  2. административно – территориальное деление (края, области, города федерального значения).

Таким образом в основу построения РФ положены противоречащие друг другу принципы – этнические и территориальные. Это порождает технические модели.
4. Матрешечная структура Федерации.
Существуют варианты разделения территории, когда одни субъекты входят в состав других (например: автономный округ входит в состав края). Это создает правовой парадокс – равноправие субъекта в составе другого субъекта.
В настоящий момент ситуация разрешается дополнительными договорами между властями таких субъектов.
5. Разграничение предметов ведения.
Федеративное устройство предполагает разграничение предметов ведения между федеральными и региональными уровнями власти, но предметы ведения полностью не урегулированы. Наибольшую проблему составляют вопросы совместного ведения.
6. Внутреннее устройство субъектов федерации.
Конституция РФ не определяет конкретную структуру органов госвласти субъектов Федерации, поэтому, если на территориях разделенных по административному принципу система госвласти в достаточной степени унифицирована, то в национальных республиках сложились различные формы правления:
а) президентская (в Чувашской Республике, Республике Соха и др.);
б) парламентская (Хакассия, Карелия и др.);
в) смешанная (в Башкартастане, Татарстане и др.).
7. Наличие договорных и конституционных принципов организации.
В 90-е годы Федеральный центр пошел по пути заключения отдельных договоров с рядом республик. Особые статусы получили – Татарстан, Башкартастан и Саха. Республика Саха получила монопольное право на добычу и продажу алмазов. В Татарстане и Башкартастане выведены из под юрисдикции Федерального центра нефтепереработка, нефтедобыча и энергетика. Заключение сепаратных договоров между субъектом и центром – это прецедент не имеющий аналогов в мире.
8. Экономическая ассиметрия.
Переход к рыночным механизмам усилил неравномерность социально – экономического развития регионов. В зависимости от года к регионам рентабельным с экономической точки зрения относилось от 10 до 15% субъектов федерации.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика