6. Государственные управленческие решения: формы, технологии принятия и реализации, оценка эффективности.
Управленческое решение - разработанный и принятый, формально зафиксированный проект социальных изменений. Поэтому всякое управленческое решение есть акт осуществления управленческого воздействия, средство выражения и способ регулирования управленческих отношений в конкретно-исторических условиях и социальной среде.
Государственно-управленческое решение - осознанно сделанный субъектом государственного управления выбор целенаправленного воздействия на социальную действительность, выраженный в официальной форме.
Между тем существует более широкое понятие государственного решения, - это властная воля государства, которая приобретает официально выраженную форму, будучи закрепленной в существующих государственных актах, издаваемых государственным органом либо должностным лицом в соответствии со своей компетенцией и в пределах предоставленных полномочий.
Хотя процесс принятия решений - это сложный процесс, а сами про­блемы по своей семантике (содержанию) чрезвычайно разнообразны, можно выделить основные общие этапы этого процесса, выяснить, как именно осу­ществляется акт выбора одной альтернативы из имеющегося или конструи­руемого множества альтернатив, выбрать курс действий, обеспечивающий получение требуемых результатов.
Различают запрограммированные и незапрограммированные решения. Большинство проблем, с которыми приходится встречаться, это те, которые неоднократно встречались и раньше и для которых имеется готовый рецепт решения..
Принятие решений часто воспринимается как единичный акт, хотя про­цесс принятия решений сложен и может быть представлен в виде последо­вательности нескольких этапов. Рассмотрим простейшую базовую модель принятия решений Г. Саймона, состоящую из трех этапов: обдумывания; проектирования вариантов решения; выбора.
Планирование - процесс постепенного прояснения и детализации того, что необходимо сделать, завершается он составлением плана. В простейшем варианте план имеет три основных компонента: цели, описание действий, ре­сурсы.
Системная технология вмешательства (СТВ) является коллективной и требует для разработки и реализации решений командной работы. Деятельность по управлению изменениями согласно методу СТВ делится на 3 фазы: диагностика; проектирование; внедрение.
Организационное развитие (ОР) – совокупность концепций и методов с ориентацией как на процесс осуществления изменений, так и на содержание проводимых изменений.
Методология «мягких» систем (ММС) рассматривает человека как важнейший неотъемлемый компонент системы, который структурирует ее своей деятельностью, но в то же время и сам меняется в процессе своей деятельности.
Каждая из технологий: СТВ, ОР, ММС, - предполагает уча­стие людей с особой ролью (коммуникаторов, фасилитаторов, медиаторов, аль-тернативщиков, организаторов) в организации процесса принятия решений. В процедуре принятия управленческих решений выделяют три этапа: подготовку, принятие и выполнение решений.
Выполнение управленческих решений выражается в организаторской деятельности по модификации аппарата государственного управления, форм его внутренних отношений и взаимодействия с внешней социальной средой.
Задачей управления является выработка таких управленческих воздей­ствий, при которых состояние объекта управления приемлемо с точки зрения критериев эффективности деятельности.
Эффективность управления - один из основных показателей совер­шенства управления, определяемый посредством сопоставления результатов управления и ресурсов, затраченных на его достижение. Эффективность управления можно оценить путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая элементарная оценка не всегда оказывается коррект­ной, поскольку результат управления:

  1. не всегда выражается прибылью;
  2. приводит к непосредственному и опосредованному результатам;
  3. может быть не только экономическим, но и социальным, социально-экономическим, политическим, социально-психологическим.

Под оценкой эффективности государственного управленческого решения понимают совокупность моделей и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной деятельности или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации.
При этом можно выделить две измеримые со­ставляющие деятельности государственного управления: техническую эффек­тивность и экономическую эффективность.

Экономическая эффективность отражает внутреннее положение дел в сис­теме государственного управления, ее собственную деятельность, а техниче­ская эффективность - соответствие государственного управления требованиям внешней среды с учетом влияния, которое оно оказывает на состояние общест­ва. Техническая эффективность связана и количественными, и качественными показателями, важными характеристиками которых являются их оперативность и регулярность.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика