5. Государственная политика в процессе государственного управления: основы разработки и механизм реализации.
Государственная политика - это целенаправленная деятельность ор­ганов государственной власти по решению общественных проблем, достиже­нию и реализации общезначимых целей развития общества или его отдель­ных сфер. Она является средством, позволяющим государству достичь опре­деленных целей в конкретной области, используя правовые, экономические, административные методы воздействия, опираясь на ресурсы, которые имеются в его распоряжении. Политика должна быть открытой, конкурентной и ориентированной на результаты.
Общий план действий государственных органов для решения общест­венных проблем включает такие элементы, как разработка политической стратегии и целей, оценка затрат по альтернативным программам, их обсуж­дение, консультирование, выбор и принятие решения, мониторинг выполне­ния.
Основные цели государственной политики связаны с регулированием действий социальных групп, граждан и их организаций, что включает:

  1. защиту граждан, их деятельности и принадлежащей им собственности;
  2. обеспечение социальной активности;
  3. создание условий для производства товаров и услуг, необходимых для населения.

Формирование и реализация государственной политики обычно проходит четыре этапа. Иногда этот процесс называют, «политический цикл», состоящий из нескольких последовательных действий:
1) определение общественных проблем и целей политики (инициирование политики);
2) разработка и легитимация государственной политики (формирование политики);
3) осуществление и мониторинг государственной политики (осуществление политики);
4) оценка и регулирование государственной политики (оценка политики).
В зависимости от того кто, играет главную роль в выдвижении целей и задач, разработке мероприятий и программ, можно выделить три модели.
Модель «сверху - вниз», когда решения принимаются на высших уровнях управления, а затем доводятся до нижних уровней и конкретных исполнителей, которые играют пассивную роль и выступают в роли простых исполнителей.
Модель «снизу - вверх», при которой формирование политики начинается с нижних структур государственного управления, активно привлекаются обще­ственные группы и организации, участвующие в разработке и осуществлении различных программ и проектов.
«Смешанная» модель объединяет эти два подхода, когда существуют механизмы привлечения к разработке политики граждан и государственных служащих при сильном централизованном управлении.
Можно выделить следующие виды государственной политики: экономи­ческую, социальную, топливно-сырьевую, административную, экологиче­скую, иностранную, военную, национальной безопасности, кадровую, де­мографическую, культурную, информационную, аграрную, правовую, науч­но-техническую.
Одна из задач политической системы состоит в том, чтобы выявлять общественные проблемы и вырабатывать стратегию их решения. Если политики запаздывают с принятием мер по решению проблем, в частности, из-за неспособности их идентифицировать и выделить, то тогда они могут приобрести общенациональные масштабы и потребуются большие усилия и средства для ее решения.
Общий механизм определения политических целей и приоритетов в демократическом обществе представляет собой сложный процесс, характеризующийся не только формальными, но и неформальными отношениями и связями между различными государственными и общественными структурами. Помимо парламента, правительства и государственной администрации в определении целей и направлений государственной политики активное участие принимают политические партии, научные центры и институты, группы интересов, СМИ. Все это усложняет проблему нахождения социального консенсуса среди различных политических и социальных сил по данному вопросу в условиях политического плюрализма. Большое значение имеет также позиция избирателей, на которую ориентируются политические и государственные лидеры.
Критерии выбора альтернатив государственной политики могут делиться на следующие группы:
экономические показатели;
социальные показатели;
политические показатели;
технические показатели;
показатели результативности.
Суть политического анализа состоит в том, чтобы, используя междисциплинарные методы, изучить существующую проблему, совокупность условий и факторов, ее вызвавших, сформулировать несколько альтернативных вариантов политики, по мере возможности объективно их оценить и предложить лучший вариант решения проблемы с учетом поставленных политических целей.
Одновременно с принятием решения целесообразно провести анализ всех потенциальных политических рисков и разработать защитные меры по уменьшению уровня рисков во время реализации политики, а также по лучшему использованию существующих, хотя и рискованных, возможностей и альтернатив.Риск - это потенциальная возможность различных по характеру и со держанию потерь или ущерба в результате определенных действий. Как правило, риск связан с деятельностью в условиях неопределенности и необходимости сделать выбор, когда в результате этих действий возможны отклонения от выполнения поставленных целей или появление нежелательных последствий и результатов.
Для защиты от рисков необходимо создать механизм выявления и управления рисками, т. е., во-первых, провести углубленный и обстоятельный анализ рисков, во-вторых, разработать систему управления рисками. В общем этот механизм должен включать два основных элемента:
1) выявление и анализ факторов риска;
2) управление и предупреждение рисков
Реализация государственной политики - это постоянный, динамич­ный процесс достижения поставленных целей, в котором принимают участие различные органы государственной власти и институты гражданского обще­ства. Реализация начинается сразу же после одобрения и легитимации госу­дарственной политики или отдельной программы и является основным видом деятельности государственного аппарата.
Составной частью осуществления государственной политики является оп­ределение механизма ее реализации, включающего совокупность средств, методов и ресурсов, обеспечивающих выполнение планируемых мероприятий в соответствии с поставленными задачами. Механизм реализации состоит из комплекса мероприятий: организационно-управленческих; нормативно-правовых; финансово-экономических; социально-психологических.
В целом выделяют следующие типы участников реализации: отдельные индивиды, организованные группы, государственные институты и организации. Последние обычно делят по двум критериям: уровню управления и характеру организации.
Уровень управления:• федеральный; • региональный;• местный.
Характер организаций:• центральные органы власти: президент и его администрация, правительство и его аппарат;• законодательные органы власти: парламент и его структуры, депутаты;• исполнительные органы власти: их руководители и сотрудники аппарата;• судебные органы власти: суд, прокуратура;• неправительственные организации: профсоюзы, группы интересов, частные компании и фирмы, СМИ, научные центры и совещательные органы.
Процесс реализации политических целей начинается после принятия соответствующих законодательных документов и представляет собой конкретные действия и мероприятия государственных органов исполнительной власти.
Целевые программы - это инструмент государственного управления. Эти программы направлены на достижение поставленных органами государственной власти целей и являются основным инструментом структурных преобразований в экономике и при решении важных социальных проблем. Мониторинг - это специальная система управления, связанная с получением и анализом информации, включающая механизм реагирования на внешние угрозы и отклонения в работе организации.
Оценка реализации государственной политики - это совокупность механизмов и методов по изучению и измерению фактических результатов государственной политики или программ, которые завершены или находятся в стадии реализации, для их совершенствования. К основным типам оценок государственной политики относятся:
1) оценка прогресса реализации;2) оценка результатов;3) оценка последствий;4) оценка экономической эффективности.

Анализ влияния государственного регулирования (АВГР) представляет специальную технику для систематической оценки позитивных и негативных последствий существующих и альтернативных моделей регулирования.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика