2. Государство как субъект управления: признаки, социальные функции, типология
Государство как субъект управления общественными процессами, су­ществуя не одно тысячелетие, проявило себя как универсальная организация общества. Оно есть форма и способ упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Государство обладает всеми чертами организации, имеет иерархиче­скую структуру, аппарат управления, т.е. государственный аппарат, подоб­ного которому не имеет ни одна организация (он специализирован по ветвям власти, наделен публично-правовыми функциями).
Государство - универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управле­ния социальными процессами в пределах определенной территории, на кото­рую распространяется его суверенитет.
Более конкретно сущность государства как многогранного социального образования можно выразить с помощью выделения его признаков. Обычно выделяются следующие признаки государства:
территория - это ограниченное пространство, в пределах которого распространяется суверенитет государства и где органы государственной власти осуществляют свои полномочия.
население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства.
публичная власть - способность, возможность и право определять общественное поведение и деятельность населения, проживающего на тер­ритории данного государства.
налоги - общеобязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки.
право - система общеобязательных законодательно закрепленный пра­вил поведения, которая является одним из важнейших средств управления и начинает формироваться с появлением государства.
армия - вооруженные силы, которые выполняют функцию защиты государства от внешних угроз, являются необходимым атрибутом любого государства;
государственный суверенитет - способность государства проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику;
наличие госуд. символики (флаг, гимн, герб).
По источнику и суверенному (т.е. самостоятельному, независимому и верховному) носителю властной силы на:
а) монархию, В монархическом государстве верховная власть принадлежит наследственному монарху, несущему ответственность за свои действия лишь перед Богом. Эта связь часто подчеркивалась тем, что в церемонии коронации участвовали религиозные иерархи, которые ее и благословляли.;
б) аристократию, Считается, что в аристократическом государстве верховная власть должна принадлежать элите общества, ее лучшим, опытным и разумным представителям.;
в) демократию, способную извращаться в охлократию. В демократическом государстве верховная власть принадлежит народу — всем гражданам данного государства.
По форме правления, различают парламентские и президентские республики. Имеются и смешанные формы: полупрезидентская республика и парламентарная монархия. Главное здесь — признание принципа разделения власти и специфика механизмов его практической реализации.
В парламентской республике известным приоритетом пользуется выборный законодательный орган, который из своего состава формирует правительство, подотчетное ему (Италия, ФРГ). Таков же механизм формирования и соотношения законодательной и исполнительной власти в парламентарной монархии (Великобритания, Дания, Италия, Япония). Именно здесь и только здесь существует пост премьер-министра.
В президентской республике законодательный орган и глава исполнительной власти равно избираются населением, самостоятельны в своих функциях, но связаны между собой посредством сдержек и противовесов (США, Аргентина, Мексика и другие). Особый статус имеют президенты — главы государств в России, Франции и других странах, которые в качестве арбитра и гаранта обеспечивают функционирование и взаимодействие органов "разделенной" государственной власти. В таких странах существует правительство, подотчетное в основном президенту.
По форме государственного устройства, то есть по способу разделения государства на определенные части с соответствующим разделением власти по управлению ими, существуют в основном два вида государств — унитарные (Унитарные государства подразделяются на административно-территориальные единицы, управляемые по вертикали единой системой государственной власти ) и федеративные (Федерация представляет собой также единое государство с обширной государственной автономией его составных частей.).
Исторически зафиксировано несколько типов политических режимов: деспотический, к которому относятся и тоталитарный, автократический, авторитарный режимы; здесь способом реализации государственной воли, олицетворяемой каким-либо верховным правителем (император, король, дуче, вождь, фюрер, кормчий и т.п.), является насилие, подавление, произвол, ограничение свободы, установление сыскного контроля за поведением каждого человека
Государство всегда явл-ся основой, носителем и организатором системы гос.управления. Общественные роли государства реализуются ч/з осн-ые государственные функции.
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение гос. управления общест­венными делами.
Внутренние функции государства - это основные направления дея­тельности государства по управлению внутренней жизнью общества: экономическая, политическая, социальная, правоохранительная, экологическая.
Внешние функции государства: оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, культурно-информационная, ф. глобального сотрудничества.
Гос-во явл-ся доминантой в обществе, в к-ом играет общественно значимые роли. Социальная функция - выработка социальной политики государства, обеспече­ние нормальных условий жизни для всех членов общества, регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе.
Сущность социальной функции гос-ва достаточно лаконично сформулир-а в ст. 7 Конституции РФ (РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека).
В государстве охраняются труд и здоровье людей, обесп-ся материал. вознагражд-е труда, осущ-ся поддержка семьи, устраняются причины сущ-я людей ниже черты бедности, развивается система соц. защиты, обесп-ся хорошая система образования, здравоохранения и др. соц. услуг; реализуется социал. справедливость, воплощаются в жизнь нравств. предписания общества …
Гос-во отражает или стремится отражать волю большинства населения. Оно оказывает целеполагающее и регулирующее воздействие. Гос-во выступает в кач-ве соц.-политич. арбитра, пытаясь совместить противопол. интересы разл-х групп населения. В ходе осущ-я управления оно использует легетимное право на насилие.
Внешнеэкономическая функция – развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества с государствами и группами гос-в; участие в междунар. разделении труда (есть страны, кот. поставляют технологии, есть ресурсодобывающие страны и т.д.); обмен новейшими технологиями; координация товарооборота; развтие кредитно-денеж. отн-й.
Типология государства - это его специфическая классифи­кация, проводимая в основном с позиций двух подходов: формационного и цивилизационного.
В рамках формационного подхода главным критерием высту­пают социально-экономические признаки - общественно-эко­номическая формация.
Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства:
Первобытно-общинная - государства нет;
Рабовладельческая - рабовладельческое государство;
Феодальная - феодальное государство;
Капиталистическая - капиталистическое, буржуазное государство;
Коммунистическая - государства нет. Но переходный этап к коммунизму - социалистическое государство.
В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки - культурные, религиозные, на­циональные, психологические.
Выделяются следующие типы цивилизаций:
Древние государства;
Средневековые государства;
Современные государства.
При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.

Наиболее известным исследователем теории цивилизаций является А. Дж. Тойнби. Он дал следующее определение цивилизации.
Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков. Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика