2. Государство как субъект управления: признаки, социальные функции, типология
Государство как субъект управления общественными процессами, существуя не одно тысячелетие, проявило себя как универсальная организация общества. Оно есть форма и способ упорядочения и обеспечения нормальных условий для жизнедеятельности людей. Государство обладает всеми чертами организации, имеет иерархическую структуру, аппарат управления, т.е. государственный аппарат, подобного которому не имеет ни одна организация (он специализирован по ветвям власти, наделен публично-правовыми функциями).
Государство - универсальная общественно-политическая организация, обладающая публичной властью и специализированным аппаратом управления социальными процессами в пределах определенной территории, на которую распространяется его суверенитет.
Более конкретно сущность государства как многогранного социального образования можно выразить с помощью выделения его признаков. Обычно выделяются следующие признаки государства:
• территория - это ограниченное пространство, в пределах которого распространяется суверенитет государства и где органы государственной власти осуществляют свои полномочия.
• население - человеческое сообщество, проживающее на территории государства.
• публичная власть - способность, возможность и право определять общественное поведение и деятельность населения, проживающего на территории данного государства.
• налоги - общеобязательные и безвозмездные платежи, взыскиваемые в заранее установленных размерах и в определенные сроки.
• право - система общеобязательных законодательно закрепленный правил поведения, которая является одним из важнейших средств управления и начинает формироваться с появлением государства.
• армия - вооруженные силы, которые выполняют функцию защиты государства от внешних угроз, являются необходимым атрибутом любого государства;
• государственный суверенитет - способность государства проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику;
• наличие госуд. символики (флаг, гимн, герб).
По источнику и суверенному (т.е. самостоятельному, независимому и верховному) носителю властной силы на:
а) монархию, В монархическом государстве верховная власть принадлежит наследственному монарху, несущему ответственность за свои действия лишь перед Богом. Эта связь часто подчеркивалась тем, что в церемонии коронации участвовали религиозные иерархи, которые ее и благословляли.;
б) аристократию, Считается, что в аристократическом государстве верховная власть должна принадлежать элите общества, ее лучшим, опытным и разумным представителям.;
в) демократию, способную извращаться в охлократию. В демократическом государстве верховная власть принадлежит народу — всем гражданам данного государства.
По форме правления, различают парламентские и президентские республики. Имеются и смешанные формы: полупрезидентская республика и парламентарная монархия. Главное здесь — признание принципа разделения власти и специфика механизмов его практической реализации.
В парламентской республике известным приоритетом пользуется выборный законодательный орган, который из своего состава формирует правительство, подотчетное ему (Италия, ФРГ). Таков же механизм формирования и соотношения законодательной и исполнительной власти в парламентарной монархии (Великобритания, Дания, Италия, Япония). Именно здесь и только здесь существует пост премьер-министра.
В президентской республике законодательный орган и глава исполнительной власти равно избираются населением, самостоятельны в своих функциях, но связаны между собой посредством сдержек и противовесов (США, Аргентина, Мексика и другие). Особый статус имеют президенты — главы государств в России, Франции и других странах, которые в качестве арбитра и гаранта обеспечивают функционирование и взаимодействие органов "разделенной" государственной власти. В таких странах существует правительство, подотчетное в основном президенту.
По форме государственного устройства, то есть по способу разделения государства на определенные части с соответствующим разделением власти по управлению ими, существуют в основном два вида государств — унитарные (Унитарные государства подразделяются на административно-территориальные единицы, управляемые по вертикали единой системой государственной власти ) и федеративные (Федерация представляет собой также единое государство с обширной государственной автономией его составных частей.).
Исторически зафиксировано несколько типов политических режимов: деспотический, к которому относятся и тоталитарный, автократический, авторитарный режимы; здесь способом реализации государственной воли, олицетворяемой каким-либо верховным правителем (император, король, дуче, вождь, фюрер, кормчий и т.п.), является насилие, подавление, произвол, ограничение свободы, установление сыскного контроля за поведением каждого человека
Государство всегда явл-ся основой, носителем и организатором системы гос.управления. Общественные роли государства реализуются ч/з осн-ые государственные функции.
Функции государства - это основные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение гос. управления общественными делами.
Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по управлению внутренней жизнью общества: экономическая, политическая, социальная, правоохранительная, экологическая.
Внешние функции государства: оборонная, дипломатическая, внешнеэкономическая, внешнеполитическая, культурно-информационная, ф. глобального сотрудничества.
Гос-во явл-ся доминантой в обществе, в к-ом играет общественно значимые роли. Социальная функция - выработка социальной политики государства, обеспечение нормальных условий жизни для всех членов общества, регулирование отношений между гражданами, социальными группами по поводу их места в обществе.
Сущность социальной функции гос-ва достаточно лаконично сформулир-а в ст. 7 Конституции РФ (РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека).
В государстве охраняются труд и здоровье людей, обесп-ся материал. вознагражд-е труда, осущ-ся поддержка семьи, устраняются причины сущ-я людей ниже черты бедности, развивается система соц. защиты, обесп-ся хорошая система образования, здравоохранения и др. соц. услуг; реализуется социал. справедливость, воплощаются в жизнь нравств. предписания общества …
Гос-во отражает или стремится отражать волю большинства населения. Оно оказывает целеполагающее и регулирующее воздействие. Гос-во выступает в кач-ве соц.-политич. арбитра, пытаясь совместить противопол. интересы разл-х групп населения. В ходе осущ-я управления оно использует легетимное право на насилие.
Внешнеэкономическая функция – развитие взаимовыгодного экономического сотрудничества с государствами и группами гос-в; участие в междунар. разделении труда (есть страны, кот. поставляют технологии, есть ресурсодобывающие страны и т.д.); обмен новейшими технологиями; координация товарооборота; развтие кредитно-денеж. отн-й.
Типология государства - это его специфическая классификация, проводимая в основном с позиций двух подходов: формационного и цивилизационного.
В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки - общественно-экономическая формация.
Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Выделяются следующие типы общественно-экономических формаций и соответствующих им типов государства:
Первобытно-общинная - государства нет;
Рабовладельческая - рабовладельческое государство;
Феодальная - феодальное государство;
Капиталистическая - капиталистическое, буржуазное государство;
Коммунистическая - государства нет. Но переходный этап к коммунизму - социалистическое государство.
В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки - культурные, религиозные, национальные, психологические.
Выделяются следующие типы цивилизаций:
Древние государства;
Средневековые государства;
Современные государства.
При цивилизационном подходе учитывается ряд важнейших духовных факторов, поэтому более полно раскрывается характер государства, но в этом случае недооцениваются социально-экономические факторы.
Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь