1. Государственное управление: основные подходы и специфика
Управление в буквальном смысле этого понятия начинается тогда, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствуют сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действия человека. Управление создано людьми в целях сознательной саморегуляции своей жизнедеятельности и имеет в обеспечении их потребностей и интересов столь же важное значение, как семья и собственность, мораль и право, способ производства и государство, знания и информация и другие общественные институты.
Управление существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. Значит, надо понимать сущность управления, с тем чтобы лучше использовать его потенциал в решении всех проблем жизнедеятельности людей.
Сущность управляющего воздейсвия – это когда управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное!), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.).
Управление как общественное явление, отработанное и приспособленное людьми для решения жизненных проблем, имеет многогранный характер, состоит из разнообразных элементов и взаимосвязей. Это обусловлено тем, что в управлении как субъектом, так и объектом управляющего воздействия выступает человек — сложнейшее биосоциальное создание природы и общества. Влияет и то, что управление органично включено в механизмы взаимодействия природы, человека, общества.
Государственное управление – практическая деятельность государственных органов, задействующая технологии, средства и методы для реализации целей и задач государства и государственных структур различного уровня. Государственное управление – это социальный феномен политически орга­низованной цивилизации.
Государство всегда явл-ся основой, носителем и организатором системы гос.управления. Гос-во явл-ся доминантой в обществе, в к-ом играет общественно значимые роли. Гос-во отражает или стремится отражать волю большинства населения. Оно оказывает целеполагающее и регулирующее воздействие. Гос-во выступает в кач-ве соц.-политич. арбитра, пытаясь совместить противопол. интересы разл-х групп населения. В ходе осущ-я управления оно использует легетимное право на насилие. Общественные роли государства реализуются ч/з осн-ые государственные функции.
Выделяют различные виды государственного управления:
- с т.з. централизации и децентрализации: координационное управление, субординационное, федеральное, региональное, муниципальное,
- с т.з.. действий фед. исполнит власти: корпоративное, отраслевое, территориальное,
- с т.з. разработки тактики и стратегии: стратегическое, тактическое, оперативное,
- с т.з. типа воздействия: антикризисное, доверительное, административное, экономическое.
Модели государственного управления – условное соединение ряда характеристик, которые позволяют сформулировать вариант государственного управления. Исторический анализ развития государств дал возможность сформулировать 3 осн. модели гос. управления: 1) традиционная модель; 2) рациональная; 3) маркетинговая.
Для традиционной модели характерно следующее: отсутствие профессиональной бюрократии, традиционный порядок управления и разделения функций, отсутствие четкой регламентации обязанностей, религиозное освещение традиционной власти. Эти характерные черты были присущи европейским государствам 17-18 вв.
Рациональная модель: рационализация системы гос. упр-я; четкая система норм, инструкций и правил; наличие принципов, регулирующих статус, материальное положение и продвижение по службе государственных служащих; формирование профессиональной бюрократии. Хар-о для стран Западной Европы 19-1-ой половины 20 вв.
Маркетинговая модель (концепция) связана с тем, что гос-во предст-ся как предприятие сферы услуг. Характеристики м.м.: ориентация на клиента и его запросы; приверженность активному стилю действий; простота стр-ры и профессионализм кадров. При реализации м.м. происходит конкуренция м/д гос-ом и частным сектором.
Эти модели сменяют др. друга в опр. логической последовательности; при этом маркетинговая модель предст-ся перспективной и в плане развития государственного управления в РФ.
 Природа Гос. упр-е неразрывно связано с эволюцией индустриального общества, являет­ся продуктом развития рыночной экономики, требующей соответствующего регулирования со стороны государства.
Именно на пороге XIX-XX вв. про­изошло количественное увеличение задач государственного управления в условиях политической социализации, обозначилось качественное усложне­ние этих задач, проявилось технократическое превосходство бюрократиче­ской организации над другими формами управления. Переосмысление пара­дигмы государственного управления на рубеже третьего тысячелетия вызва­но глобальными социальными реформами, произошедшими повсеместно в самых разных государствах мира. Процессы модернизации привели к пере­ходу общественного мирового развития в постиндустриальную фазу.
Термин «государственное управление» характеризует как научную дис­циплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни.
Отправной точкой для распознания природы государственного управ­ления служит понимание его необходимости, общественной обусловленно­сти и целевой направленности.
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ре­сурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основ­ных социальных прав, поддержание общественного порядка. Границы государственного управления в развитых странах определяются на основе принципа субсидиарности (от лат. subsidiarius - вспомогательный), согласно которому вышестоящая организационная единица предоставляет нижестоящей простор для действий и берет на себя только те компетенции, которые нижестоящая не в состоянии осуществлять.
Общественная обусловленностьгосударственного управления выте­кает из его практики как сложной организационной системы, функциони­рование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Вместе с каждодневными жизненными потребностями на государственное управление влияют также политические цели, что служит упорядочиванию развития в интересах всего общества. Тем самым государственное управ­ление является актом государственного вмешательства.
Целевая направленность государственного управления означает поста­новку рациональных (т.е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентации, данных публичной властью.
Объяснение социальной природы и содержательной сущности государственного управления предполагает его всестороннее рассмотрение и как системы, и как процесса.
Система государственного управления образуется подсистемами це­лей и принципов осуществления властно-управленческого воздействия на общественную жизнедеятельность, выражаемого обычно в правовых формах, и включает организационные структуры государственного аппарата (госу­дарственные органы), систему государственной бюрократии (персонал госу­дарственной службы), совокупность реализуемых функций и используемый при этом комплекс методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.
Процесс государственного управления представляет собой сознатель­ную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государст­венно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентиро­ванную юридическими нормами, вследствие чего происходит последователь­ная смена общественных состояний, событий и явлений. Процесс государственного управления направлен на исполнение и проведение в жизнь принятых законов и полити­ки, провозглашаемой высшей публичной властью, и связан, прежде всего, с формированием и осуществлением необходимых государственных программ.
Существует ряд научных подходов, с помощью которых можно осмыслить существующие тенденции государственного управления и сделать на этой основе прогноз. Это сравнительный, исторический, аналитический методы и др.
В последние годы особый интерес вызывает системный подход к изучению государственного управления.
С точки зрения системного подхода, государственное управление представляет собой взаимодействие нескольких сложных систем:
1. Система управляющаягосударство как определяющий субъект управления.
2. Система управляемаяобщество в целом и его компоненты, подверженные государственному воздействию как объекты управления.
3. Система взаимодействия – различные институты государства и общества, реализующие прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие связи.

Стратегическое управление определяет долгосрочную ориентацию по вопросам развития общества в целом или по отдельным направлениям, сферам, объектам, территориям. Основой являются стратегические планы, концепции развития и др. документы (сущ-т стратегический план развития Липецкой области до 2016 г.)

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика