1. Государственное управление: основные подходы и специфика
Управление в буквальном смысле этого понятия начинается тогда, когда в каких-либо взаимосвязях, отношениях, явлениях, процессах присутствуют сознательное начало, интерес и знания, цели и воля, энергия и действия человека. Управление создано людьми в целях сознательной саморегуляции своей жизнедеятельности и имеет в обеспечении их потребностей и интересов столь же важное значение, как семья и собственность, мораль и право, способ производства и государство, знания и информация и другие общественные институты.
Управление существует в рамках взаимодействия людей, в пределах субъективного фактора. Значит, надо понимать сущность управления, с тем чтобы лучше использовать его потенциал в решении всех проблем жизнедеятельности людей.
Сущность управляющего воздейсвия – это когда управление представляет собой целеполагающее (сознательное, преднамеренное, продуманное!), организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, коллективную и групповую жизнедеятельность, осуществляемое как непосредственно (в формах самоуправления), так и через специально созданные структуры (государство, общественные объединения, партии, фирмы, кооперативы, предприятия, ассоциации, союзы и т.д.).
Управление как общественное явление, отработанное и приспособленное людьми для решения жизненных проблем, имеет многогранный характер, состоит из разнообразных элементов и взаимосвязей. Это обусловлено тем, что в управлении как субъектом, так и объектом управляющего воздействия выступает человек — сложнейшее биосоциальное создание природы и общества. Влияет и то, что управление органично включено в механизмы взаимодействия природы, человека, общества.
Государственное управление – практическая деятельность государственных органов, задействующая технологии, средства и методы для реализации целей и задач государства и государственных структур различного уровня. Государственное управление – это социальный феномен политически организованной цивилизации.
Государство всегда явл-ся основой, носителем и организатором системы гос.управления. Гос-во явл-ся доминантой в обществе, в к-ом играет общественно значимые роли. Гос-во отражает или стремится отражать волю большинства населения. Оно оказывает целеполагающее и регулирующее воздействие. Гос-во выступает в кач-ве соц.-политич. арбитра, пытаясь совместить противопол. интересы разл-х групп населения. В ходе осущ-я управления оно использует легетимное право на насилие. Общественные роли государства реализуются ч/з осн-ые государственные функции.
Выделяют различные виды государственного управления:
- с т.з. централизации и децентрализации: координационное управление, субординационное, федеральное, региональное, муниципальное,
- с т.з.. действий фед. исполнит власти: корпоративное, отраслевое, территориальное,
- с т.з. разработки тактики и стратегии: стратегическое, тактическое, оперативное,
- с т.з. типа воздействия: антикризисное, доверительное, административное, экономическое.
Модели государственного управления – условное соединение ряда характеристик, которые позволяют сформулировать вариант государственного управления. Исторический анализ развития государств дал возможность сформулировать 3 осн. модели гос. управления: 1) традиционная модель; 2) рациональная; 3) маркетинговая.
Для традиционной модели характерно следующее: отсутствие профессиональной бюрократии, традиционный порядок управления и разделения функций, отсутствие четкой регламентации обязанностей, религиозное освещение традиционной власти. Эти характерные черты были присущи европейским государствам 17-18 вв.
Рациональная модель: рационализация системы гос. упр-я; четкая система норм, инструкций и правил; наличие принципов, регулирующих статус, материальное положение и продвижение по службе государственных служащих; формирование профессиональной бюрократии. Хар-о для стран Западной Европы 19-1-ой половины 20 вв.
Маркетинговая модель (концепция) связана с тем, что гос-во предст-ся как предприятие сферы услуг. Характеристики м.м.: ориентация на клиента и его запросы; приверженность активному стилю действий; простота стр-ры и профессионализм кадров. При реализации м.м. происходит конкуренция м/д гос-ом и частным сектором.
Эти модели сменяют др. друга в опр. логической последовательности; при этом маркетинговая модель предст-ся перспективной и в плане развития государственного управления в РФ.
Природа Гос. упр-е неразрывно связано с эволюцией индустриального общества, является продуктом развития рыночной экономики, требующей соответствующего регулирования со стороны государства.
Именно на пороге XIX-XX вв. произошло количественное увеличение задач государственного управления в условиях политической социализации, обозначилось качественное усложнение этих задач, проявилось технократическое превосходство бюрократической организации над другими формами управления. Переосмысление парадигмы государственного управления на рубеже третьего тысячелетия вызвано глобальными социальными реформами, произошедшими повсеместно в самых разных государствах мира. Процессы модернизации привели к переходу общественного мирового развития в постиндустриальную фазу.
Термин «государственное управление» характеризует как научную дисциплину, так и область практической деятельности, связанную с проблемами государственной организации и регулирования общественной жизни.
Отправной точкой для распознания природы государственного управления служит понимание его необходимости, общественной обусловленности и целевой направленности.
Необходимость государственного управления вытекает из потребности обеспечить реализацию политики государства, направленной на эффективное использование природных, трудовых, материальных и информационных ресурсов, справедливое перераспределение доходов и гарантирование основных социальных прав, поддержание общественного порядка. Границы государственного управления в развитых странах определяются на основе принципа субсидиарности (от лат. subsidiarius - вспомогательный), согласно которому вышестоящая организационная единица предоставляет нижестоящей простор для действий и берет на себя только те компетенции, которые нижестоящая не в состоянии осуществлять.
Общественная обусловленностьгосударственного управления вытекает из его практики как сложной организационной системы, функционирование которой направлено на удовлетворение потребностей граждан. Вместе с каждодневными жизненными потребностями на государственное управление влияют также политические цели, что служит упорядочиванию развития в интересах всего общества. Тем самым государственное управление является актом государственного вмешательства.
Целевая направленность государственного управления означает постановку рациональных (т.е. соответствующих имеющимся ресурсам) целей и задач, определяемых необходимостью получения максимально возможных результатов при минимальном использовании средств налогоплательщиков исходя из ориентации, данных публичной властью.
Объяснение социальной природы и содержательной сущности государственного управления предполагает его всестороннее рассмотрение и как системы, и как процесса.
Система государственного управления образуется подсистемами целей и принципов осуществления властно-управленческого воздействия на общественную жизнедеятельность, выражаемого обычно в правовых формах, и включает организационные структуры государственного аппарата (государственные органы), систему государственной бюрократии (персонал государственной службы), совокупность реализуемых функций и используемый при этом комплекс методов, средств и ресурсов, а также прямые и обратные взаимосвязи между субъектами и объектами управления, необходимые при этом информационные потоки, документооборот и т.п.
Процесс государственного управления представляет собой сознательную и целенаправленную деятельность, связанную с реализацией государственно-властных полномочий субъектами публичной власти, регламентированную юридическими нормами, вследствие чего происходит последовательная смена общественных состояний, событий и явлений. Процесс государственного управления направлен на исполнение и проведение в жизнь принятых законов и политики, провозглашаемой высшей публичной властью, и связан, прежде всего, с формированием и осуществлением необходимых государственных программ.
Существует ряд научных подходов, с помощью которых можно осмыслить существующие тенденции государственного управления и сделать на этой основе прогноз. Это сравнительный, исторический, аналитический методы и др.
В последние годы особый интерес вызывает системный подход к изучению государственного управления.
С точки зрения системного подхода, государственное управление представляет собой взаимодействие нескольких сложных систем:
1. Система управляющая – государство как определяющий субъект управления.
2. Система управляемая – общество в целом и его компоненты, подверженные государственному воздействию как объекты управления.
3. Система взаимодействия – различные институты государства и общества, реализующие прямые и обратные, вертикальные и горизонтальные, подчиняющие и поддерживающие связи.
Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь