22. Политический процесс: понятие, классификация. Тенденции развития политического процесса в современной России
Политический процесс – это совокупная деятельность социальных общностей, общественных организаций и групп, отдельных лиц, преследующих определенные политические цели. Объектом П.п. может быть любая политическая проблема. Главную составляющую П.п. образуют действия людей, связанные с осущ-ем политической власти или влиянием на нее.
П.п. вкл. в себя: мех-мы становления и деятельности полит. институтов; формы взаимодействия субъектов политики; технологию осущ-я полит. власти.
В структуре П.п. выделяют 4 компонента. 1)Субъекты П.п.. 2)Полит. интересы субъекта – это направленность соц. группы или индивида на завоевание подобающих им позиций в системе полит. власти. 3) Полит-е отношения – это отнош-я соц. групп и индивидов, по поводу завоевания и использован. полит. власти, полит. прав и свобод. 4) Полит. деят-ть – совокупность организованных действий субъектов политики направленных на реализацию общих задач полит. системы.
Субъекты политического процесса: - политические институты (государство и гражданское общество); - политические партии, общественные организации, группы по интересам;- отдельные граждане.
Стадии политического процесса.
- возникновение требований к власти на основе различных условий жизни и ценностей.
- постановка проблемы посредством тех или иных институтов политич. системы.
- оценка проблемы, создание базы политической поддержки.
- осущ-ние политики через действия по разрешению проблемы.
- стимулирование политич. активности в ходе реализации проблемы и изменения окружающих условий.
Конечным результатом полит. процесса явл. производство и воспроизводство политич. связей и отношений, что составляет сущность политики.
Политическую деятельность подразделяют на осн. вида: 1.государственное управление; 2.политическое лидерство и руководство; 3.политическое участие рядовых граждан (голосование, участие в партиях, митинги).
Государственное управление – это особый тип социального управления, при кот. гос. организация как полит. субъект обладает универс. комплексом публичных властных полномочий, применяет адм. методы руководства и принудит. санкции…
Политическое участие – вовлечение индивида в той или иной форме в процесс функц. политико-властных отношений (процесс выработки стратегич. политич. решений подразумевает и определенную степень влияния на него рядовых граждан, интересы к-х затрагиваются проводимой гос. политикой).
Типология политического процесса: критерии и разновидности.
Политические процессы бывают: внешнеполитические и внутриполитические. С точки зрения системных качеств организации политической власти - демократические и недемократические. С точки зрения публичности осуществления элитой и электоратом своих функций, можно выделить открытый п.п., в котором политические интересы групп и граждан систематически выявляются в электоральных предпочтениях, программах партий и движений, и скрытый (теневой) п.п., который базируется на публично неоформленных политических институтах и центрах власти. П.п. подразд. на базовые и периферийные. Базовыми назыв. полит. процессы, в результате которых принимаются политические решения, затрагивающие интересы больших соц. общностей или общества в целом, также процессы, напр. на развитие и изменение полит. системы. Периферийные П.п. могут развиваться на регион. или местном уровне соц. – полит-го взаимодействия. П.п. могут иметь разные режимы протекания: режим функционирования, т.е. простое воспроизводство повторяющихся полит. отношений; режим развития, т.е. адекватное реагирование структур и мех-ма власти на новые соц. требования и изменения в полит. системе; режим упадка – распад целостности. П.п. может осущ-ся в форме революций и эволюционным путем (реформы).
Особенности современного политического процесса в России:
- нерасчлененность политики и экономики, социальных и личных отношений. Несформированность гражданского общества. Ни один вопрос экономического, социального, духовного развития не решается без вмешательства властных структур.
- отсутствие консенсуса между участниками политического жизни. Прямо противоположные устремления и цели предпринимателей и работников бюджетных сфер.
- неструктурированность, высокая степени совмещения и взаимозаменяемости политических ролей.
- несформированность институтов гражданского общества не создавала разветвленной системы трансляции требований граждан к властным структурам.
- активный политический стиль, состоящий в навязывании обществу нововведений со стороны правительства.
- высокая концентрация политической власти и ресурсов в руках правящей элиты, что заставляет контрэлиту и оппозицию оформляться и выступать в качестве радикальных движений, а не политических оппонентов.
- лидеры, чтобы остаться у власти, обращались к помощи более развитых западных стран.
Политическая модернизация - речь идет о способности политической системы отвечать потребностям изменяющихся общественных условий,
- эти условия и социальные цели связаны с необходимостью нового качества взаимодействия власти и общества: эффективного диалога, реальность диалога обеспечивается созданием новых видов институтов, дифференциацией политических структур, верховенством закона.
Политическая модернизация проходит в условиях конфликта между национальными политическими культурами и общецивилизационными ценностями. Неизбежно в каждой стране возникает проблема:
- идти ли путем копирования каких-либо моделей развития и акцент делать на перенесение в данную социально-политическую ситуацию уже имеющихся образцов,
- создавать оптимальный вариант политической системы, адекватный всему комплексу конкретных условий данного общества?
Итак, политическая модернизация – это сложный, длительный процесс демократизации общества, формирования нового типа взаимодействия общества и власти. В ходе его проявляются кризисы, порожденные динамизмом общественной жизни, противоречиями модернизации политической системы, всем комплексом социально-экономических факторов.
России предстоит еще длительный этап экономических и политических преобразований. Их проведение определяется расстановкой политических сил, состоянием политической элиты, характером власти. И так, в осмыслении содержания современного этапа в жизни России необходимо учитывать всю совокупность факторов, определяющих отсутствие прочного гражданского мира и последовательность демократических преобразований.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика