19. Интеграционные процессы в Западной Европе. Россия и ЕС.
На экономическое развитие западноевропейских стран решающее влияние оказывают интеграционные процессы, происходящие на межгосударственном уровне. В Западной Европе сложилась и функционирует единственная в мире экономическая группировка, основанная на полной интеграции ее членов, имеющая единый механизм регулирования хозяйственной деятельности, а также единую конституцию, унифицированное законодательство, в том числе торговое. Интеграция - это объективный экономический процесс, реализующий потребности международного разделения труда, создания единого хозяйственного комплекса в рамках объединившихся стран. Национальные государства постепенно гармонизируют законодательства, отказываются от своих функций и передают часть своих прав и функций наднациональным органам.
1. Европейский Союз (ЕС).
Европейские сообщества, Европейское сообщество, Европейский Союз (ЕС) - все это названия одного объединения европейских государств, имеющего более чем 50-летнюю историю. Под нынешним наименованием оно существует с начала ноября 1993 г., когда вступил в силу Договор о Европейском Союзе.
В настоящее время полноправными членами Европейского Союза являются 15 государств: Б ельгия,   Германия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Франция, Великобритания, Дания, Ирландия, Греция,       Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швецияю
Большинство основных институтов ЕС расположены в Брюсселе который иногда называют неформальной столицей Союза.
С 1999 г. Европейский Союз ввел в безналичное обращение единую европейскую валюту - евро, которая с 1 марта 2002 г. полностью заменила национальные валюты
Причины развития интеграционных процессов в Западной Европе:
- Интернационализация хозяйственной жизни, усиление международной специализации и кооперирования производства, переплетение капиталов
- Противоборство центров соперничества на мировых рынках и валютная нестабильность
2. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ЕС. Одна из важнейших предпосылок успешного развития европейской интеграции состоит в том, что с самого начала она опиралась на прочный правовой фундамент. Законодательство ЕС включает большое количество документов. Первооснову права Европейских сообществ (ныне Европейского Союза) составляют договоры, учредившие три сообщества - ЕОУС, ЕЭС и Евратом, а также Единый европейский акт, Маастрихтский, Амстердамский и Ниццкий договоры о Европейском Союзе. Кроме того, к числу основных правовых актов относятся Договор о создании единого Совета и единой Комиссии Европейских сообществ и договоры между ЕС и вступающими в него государствами.
Договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС) был разработан в соответствии с решениями созванной в июне 1950.г. в Париже Межправительственной конференции, при участии Франции, ФРГ, Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и Италии, и подписан 18 апреля 1951 г. сроком на 50 лет. После ратификации всеми странами-участницами Договор вступил в силу с 23 июля 1952 г. Основные цели Договора - создание общего рынка угля и стали, модернизация и повышение эффективности производства в угольной и металлургической отраслях, а также улучшение условий труда и решение проблем занятости в этих отраслях. Срок его действия истек в 2002 г.
25 марта 1957 г. те же шесть государств подписали в Риме два договора, учредивших Европейское экономическое сообщество по атомной энергии (Евратом). Римские договоры вступили в силу с 1 января 1958 г. и являются бессрочными.
Главные цели. Договора о ЕЭС состояли в создании таможенного союза и общего рынка, предусматривающего свободное движение товаров, лиц, капиталов и услуг на территории Сообщества; введение общей политики в области сельского хозяйства, гармонизация национальных законодательств, сближение экономической политики, условий труда и, жизни, и т.д.
Евратом создавался с целью объединения усилий в развитии ядерной энергетики в мирных целях.
Договор о Европейском Союзе был подписан в г. Маастрихт (Нидерланды) 7 февраля 1992 г. и, после трудного и длительного процесса ратификации государствами-членами, вступил в силу с 1 ноября 1993 г. Важной целью Маастрихтского договора было создание, экономического и валютного союза. Две другие цели-переход к общей внешней политике и политике безопасности и сотрудничество государств-членов в области внутренней политики и правосудия. Договор ввел единое гражданство Союза. – шенгенская зона
Этапы развития:
• 1951—1957 гг. — секторальная интеграция в рамках ЕОУС;
• 1958—1971 гг. — создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) в соответствии с Римским договором, подписанным 17 марта 1957 г.; переход к Таможенному союзу и Общему рынку; первое расширение ЕС (Великобритания, Дания, Ирландия); принятие плана переходак Экономическому и валютному союзу (ЭВС);
• 1972—1978 гг. — крах плана создания экономического и валютного союза, кризис ЕС;
• 1979—1986 гг. — стабилизация ЕС; создание Европейской валютной системы (ЕВС); второе расширение ЕС (Греция, Испания и Португалия);
• 1987—1992 гг. — образование единого внутреннего рынка в соответствии с Единым европейским актом, подписанным в феврале 1986 г.;
• 1993—1999 гг. — переход от единого внутреннего рынкак ЭВС в соответствии с Договором о Европейском союзе, подписанным 7 февраля 1992 г. в Маастрихте (Нидерланды); вступление в ЕС еще трех стран — Австрии, Финляндии и Швеции; Соглашение об ассоциации с государствами ЦВЕ и подготовка к их вступлению в Европейский союз.
ИНСТИТУТЫ ЕС И ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ.
В настоящее время главными органами управления ЕС являются: Европейский Совет, Совет, Европейская Комиссия, Европейский парламент, Суд.
Европейский совет функционирует де-факто с 1974 г., с 1986 г. его статус официально закреплен Единым европейским актом. В него входят главы государств и правительств стран ЕС, а также Председатель Европейской комиссии.
Европейский совет согласно регламенту заседает два раза в год. В ходе этих встреч обсуждаются общая ситуация и важнейшие проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы и решения стратегического характера.
Совет Европейского Союза (Совет министров) – высший законодательный орган ЕС. Функции. Совет обладает правом принятия решений ; обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов; осуществляет руководство бюджетом; заключает международные соглашения.
Европейская комиссия – исполнительный орган ЕС. Ей принадлежит право законодательной инициативы, т.е. разрабатывать законодательные предложения и направлять их в Совет, контролировать дальнейший процесс законотворчества; следить за применением законодательных актов, принятых Советом; в случаях нарушений может применить санкции, например передать дело в Суд.
Европейский парламент состоит из представителей государств- членов. Функции. Проводит консультации и осуществляет контроль за деятельностью других институтов ЕС; одобряет или вносит по- правки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС, утверждает бюджет ЕС и заключает межгосударственные соглашения.
Программа сотрудничества ЕС и России направлена на осуществление основных экономических и социальных преобразований в РФ. В основу этого сотрудничества было положено сочетание опыта ЕС в сфере рыночной экономики и демократии с российской спецификой и знаниями. Последние десять лет ЕС финансирует работу консультантов, экспертов из Европы и инвестирует в совместные усилия, направленные на развитие регионального законодательства, поддержку различных организаций и институтов, а также в крупные инвестиционные проекты, такие как строительство приграничных пунктов пропуска. Проекты ЕС способствуют установлению партнерских отношений и созданию системы многочисленных контактов с местными сообществами.
Среди реализованных направлений программы сотрудничества ЕС и России – поддержка реформ государственных институтов, правовой и административной сферы, помощь частному сектору в области экономического развития, минимизация социальных последствий переходного периода, обеспечение ядерной безопасности.
ЕС и Россия постепенно переходят к равноправному сотрудничеству с совместным финансированием проектов и обращают особое внимание на сферы общих и взаимовыгодных стратегических интересов.
Программа сотрудничества ЕС и России берет свое начало с Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1997 года. Приоритетными регионами для сотрудничества ЕС и России являются Северо-запад России и Калининградская область. Направления и задачи совместной проектной работы разрабатываются в рамках программы «Северное измерение», охватывающей также здравоохранение, социальную сферу, вопросы экологии и приграничного сотрудничества.
Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):-экономического,- внутренней безопасности и правосудия, -внешней безопасности,- науки и образования. На Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий. Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), крупнейшая в мире региональная организация, занимающаяся вопросами безопасности. Она объединяет 56 стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии.
В 90-е годы ЕС воспринимался Россией в большей степени как экономический союз, не могущий быть её партнером в «большой политике». Однако в ХХI веке ситуация изменилась. Вторжение американцев в Ирак спровоцировало острый кризис в отношениях «старой» Европы с США и заставило Москву иначе взглянуть на европейцев. Начался процесс экономического сближения России с ЕС, что особенно ярко проявилось в отношениях с Германией, а затем и с Францией. Это нашло отражение в доктрине российской внешней политики, принятой в 2000 году. Этот документ предусматривал дальнейшее развитие политических и экономических отношений с ЕС в целом и отдельными его членами в частности. В 2003 году стороны объявили об укреплении стратегического партнерства путем создания «общих пространств». Эта идея обсуждалась на саммите Россия-ЕС в том же году в Санкт-Петербурге. Было объявлено о «четырех общих пространствах» между Россией и ЕС:
- общее экономическое пространство;
- общее пространство свободы, безопасности и правосудия;
- пространство сотрудничества в области внешней безопасности;
- пространство научных исследований и образования, включая культурные аспекты.
10 мая 2005 г. на саммите Россия-ЕС в Москве были приняты "дорожные карты" по четырем общим пространствам, являющиеся совместными планами действия по созданию общих пространств по заявленным направлениям. «Дорожная карта» по созданию общего пространства в области внешней безопасности предусматривала расширение сотрудничества на международной арене, особенно в пограничных регионах, борьбу с терроризмом, нераспространение оружия массового поражения и средств его доставки, а также преодоление кризисных ситуаций.

Основное внимание российского внешнеполитического ведомства концентрируется на сотрудничестве с НАТО. Расширение НАТО на Восток за счет приема стран бывшего социалистического лагеря, если и не создавало прямой военной угрозы для России, всё же создавало негативный эмоциональный фон для сотрудничества с этой организацией, поскольку нарушало целый ряд советско-американских договоренностей, связанных с объединением Германии и выводом советских войск с территории бывшей ГДР. Россия не без оснований чувствовала себя бесцеремонно обманутой западными партнерами, и это ощущение не могло не отразиться на всём комплексе отношений России с Западом. В нынешней ситуации, когда НАТО нужна помощь России в Афганистане, а Россия вряд ли захочет остаться один на один с «героиновым» режимом талибов, существует реальная возможность нового этапа сотрудничества НАТО и РФ на этом направлении. Но для этого и НАТО необходимо принять и понять жёсткую позицию России по вопросу расширения этого союза за счёт новых членов и, в первую очередь, Грузии и Украины.

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика