10. Организационная структура: сущность, принципы формирования и ее проектирования.

Организации создают структуры для того, чтобы обеспечивать координацию и контроль деятельности своих подразделений и работников. Структуры организации отличаются друг от друга сложностью (т. е. степенью разделения деятельности на различные функции), формализацией (т. е. степенью использования заранее установленных правил и процедур), соотношением централизации и децентрализации т. е. уровнями, на которых принимаются управленческие решения).
Структура – это организационная характеристика системы, представляющая собой совокупность устойчивых системообразующих связей и отношений, существующих между подразделениями и работниками организации, обеспечивающих стабильность и равновесие системы, взаимодействие, соподчиненность и пропорциональность между составляющими ее элементами.
Структурный подход применяется в организациях для обеспечения основных элементов деятельности и взаимосвязей между ними. Он предполагает использование разделения труда, охвата контролем, децентрализации и департаментализации.
На эффективность деятельности организации влияют:
1) реальные взаимосвязи между людьми и их работой, отражаемые в схемах организационных структур и должностных обязанностях;
2) политика руководства и методы, воздействующие на поведение персонала;
3) полномочия и функции работников организации на различных уровнях управления (низшем, среднем и высшем).
Рациональная структура организации предполагает комбинацию и умелое сочетание указанных трех факторов, обеспечивающих высокий уровень эффективности совместной деятельности людей.
По своему содержанию и функциональному назначению связи и отношения, составляющие структуру организации, подразделяются на 3 группы:
- связи непосредственного взаимодействия;
- отношения соподчиненности, устанавливающие иерархическую зависимость в организации;
- соотношения, устанавливающие пропорциональность строения организации, т.е. обеспечивающие соответствие количественных и качественных параметров отдельных составляющих системы.
По ориентации связи разделяются на горизонтальные и вертикальные.
Горизонтальные связи – это связи кооперации и координации равноправных звеньев управления. Они носят характер согласования. Их основное назначение — способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений, находящихся на одном уровне.
Вертикальные связи – это связи руководства и подчинения, субординационные и иерархические связи. Необходимость в них возникает при наличии нескольких уровней управления. Эти связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации. Вертикальные связи могут носить линейный или функциональный характер.
Линейные связи - связи подчинения по всему кругу вопросов. Функциональные связи — связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления..
Инвариантные связи — связи, которые могут оставаться практически неизменными при любых условиях, что обусловлено сущностными характеристиками системы, ее целевой ориентацией и функциональным назначением, спецификой реализации связей в данной конкретной организации.
Вариабельные связи — связи, которые при изменении ситуации не изменяют свои характеристики. Вариабельность связей может проявиться в изменении их содержательной насыщенности, а также в переходе связей из одних классификационных групп в другие.
На базе основных типов соединений в организации может быть построено множество структур, в том числе:
технологические структуры - совокупность связей технологического процесса изготовления продукции;
организационно-управленческие структуры - совокупность связей, обеспечивающих упорядоченность, координацию и регулирование деятельности организации по достижению ее целей;
экономические структуры - совокупность отношений экономического взаимодействия отдельных членов организации;
социально-психологические структуры - совокупность связей, устанавливающих социальный статус членов организации, психологические отношения между людьми.
Различие форм и методов формирования организационных структур дает возможность выделить их несколько типов, отвечающих требованиям внешней и внутренней среды. Это иерархические (механистические, бюрократические) и органические (адаптивные) структуры.
Иерархические структуры: линейная, функциональная, линейно-функциональная (комбинированная), штабная, дивизиональная.
Органические структуры: бригадная, проектная, матричная.

Традиционные организационные структуры - это исторически первые организационные структуры, которые изучались, разрабатывались в трудах представителей классической школы управления.

Функциональная организационная структура имеет функциональную специализацию аппарата управления. Традиционные функциональные блоки компании – это производство, маркетинг и финансы

  1. Достоинства функциональной организационной структуры вытекают из высокой степени централизации:

Дивизиональная организационная структура (от лат. «divisio» - разделяю) характеризуется обособлением штаба и делегированием широких хозяйственных полномочий отделениям корпорации и их группам. Главная причина «дивизионализации» организационных структур - диверсификация производства, степень технологической связанности производства

Дивизиональные организационные структуры подразделяются на: продуктовые; территориальные; инновационные; рыночные.
Достоинства дивизиональных структур:

Линейная организационная структура характеризуется тем, что во главе каждого производственного или управленческого подразделения находится руководитель, наделённый всеми полномочиями и осуществляемый единоличное руководство подчинёнными ему работниками и сосредотачивающий в своих руках все функции управления. Его решения, передаваемые по цепочке «сверху-вниз», обязательны для выполнения всеми нижестоящими звеньями.
Преимущества линейной структуры:

Линейная структура используется малыми и средними фирмами, осуществляемые несложное производство, при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Адаптивные (органические) организационные структуры относятся к типу совмещенных структур, в которых на одном уровне применяется два или более признаков дифференциации, что порождает двойное (или более) подчинение исполнителя данного уровня руководителям. К разновидностям адаптивных структур относят: матричные, проектные, программно-целевые, эдхократические (лат. «ad hoc» - специальный), организации конгломератного типа.
Матричные структуры возникают в конце 50-х начале 60-х годов в аэрокосмических фирмах. Среди причин, повлекших за собой создание матричных структур, можно назвать проектные, которые требовали создания сложных уникальных технических систем, и функциональные, которые требовали применения гибких координационных механизмов, обеспечивающих гибкую координацию функций исследований, проектно-конструкторской, производственной, сбытовой (рис.5).
По признаку объекта управления матричные структуры подразделяются на: проектные; продуктовые; внутрифункциональные; рыночно-стратегические;
Проектная организация – это временная структура, создаваемая для решения конкретной задачи. Применяются для проектов создания новой техники, строительства, научных исследований. Для этого формируется горизонтальная система межфункциональной координации.
Преимущества матричных структур во многом повторяют достоинства функциональных и дивизиональных структур.

Конгломераты (множественные структуры) включают подразделения с различными организационными структурами. Часто образуются за счет слияний и поглощений.
Эдхократические организации – это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы.Средства достижения целей выбираются самими исполнителями. Каждый отвечает за свои действия, и вознаграждается тот, кто добивается успеха. Риск, как и вознаграждения, делится между участниками. Эдхократические организации могут вызывать ощущение неупорядоченности и хаоса. Но это лишь видимость. В эдхократической организации в каждый конкретный момент времени функции, полномочия и власть распределены между участниками команды и закреплены. Это временное разделение, до тех пор, пока не будет решена текущая задача и не появится новая.
Организационная структура: сущность, принципы формирования и ее проектирование.
Элементами структуры являются отдельные работники, службы и другие звенья управления, а отношения между ними поддерживаются благодаря связям (коммуникациям), которые подразделяют на горизонтальные и вертикальные. Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Их осн.предназначение - способствовать наиболее эффективному взаимодействию подразделений организации при решении возникающих между ними проблем. Вертикальные связи (субординационные, иерархические связи) - это связи руководства и подчинения, необходимость в них возникает при иерархичности управления (нескольких уровней управления). Данные связи служат каналами передачи распорядительной и отчетной информации. Связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи - это отношения, в которых руководитель осуществляет прямое руководство подчиненными. Функциональные связи - это связи подчинения в пределах реализации определенной функции управления, носящие совещательный, рекомендательный характер.
Принципы формирования и критерии эффективности организационной:
1. Принцип необходимого разнообразия: структура управления должна включать в себя элементы, которые по своему количеству и качеству способны адекватно реагировать на изменения внутренней и внешней среды организации.
2. Принцип эмерджентности: чем больше и сложнее система, тем больше вероятность того, что цели и свойства элементов отличаются от целей и свойств системы в целом.
3. Принцип внешнего дополнения: совокупность воздействий на систему со стороны ее внешней среды создает неопределенность адекватности состояния системы объективным требованиям. Доказано, что «адекватность (определенность состояния) в больших и сложных системах не превосходит 80%: в 20% случаев система сама по себе не способна правильно отреагировать на сложившуюся ситуацию, если в ней не заложено определенных резервов».
4. Принцип обратной связи: информационный обмен между субъектом управления и управляемым объектом должен быть постоянным и строиться в виде замкнутого контура.
Базовой задачей организационного проектирования является оптимизация структуры управления: независимо от того, проектируется ли новая, или реформируется существующая организация, необходимо обеспечить ее структурное соответствие требованиям эффективного управления. Учет внешних и внутренних факторов окружения организации, которые носят ситуационный характер и делятся на следующие группы: а) состояние внешней среды; б) технология работы в организации; в) стратегически выбор руководства организации в отношении ее целей; г) размер; д) поведение работников.
Как процесс проектирование представляет функционально связанные друг с другом этапы по созданию проекта:предпроектные работы; техническое проектирование; рабочее проектирование.

Каждый из этапов проекта содержит конкретные описания действий

 

 

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика