1. Современное рыночное хозяйство и механизм его функционирования

Исторически первым типом организации производства является натуральное хозяйство. Натуральным является хозяйство, при котором люди производят продукты лишь для удовлетворения своих собственных потребностей. Его главные признаки: замкнутость, ограниченность и разобщенность производства, традиционность, медленные темпы развития. Товарное хозяйство – это такое хозяйство, при котором продукты производятся для продажи, связь между производителями и потребителями осуществляется посредством рынка. Причиной появления товарного производства является обособленность производителей друг от друга.
Обмен есть экономическая категория, присущая всем экономическим эпохам с тех пор как произошло первое крупное общественное разделение труда. Товарный обмен, опосредованный деньгами (T-Д-T) – это товарное обращение. Когда товарное обращение приобретает всеобщий характер, можно говорить об утверждении системы рынка.
Рынок - есть результат естественно - исторического процесса, развития товарного производства, вызванный общественным разделением труда и обособления производителей как собственников.
Рынок - это система экономических отношений, механизм взаимодействия всех субъектов общественного производства устанавливающий связь между производством и потреблением на основе частной собственности в условиях конкуренции.
Функции рынка: информационная, регулирующая, посредническая, стимулирующая, ценообразующая, контролирующая.
Преимуществами рынка являются: эффективное распределение ресурсов; стимулирование НТП и оптимальное использование его результатов; гибкость, высокая степень приспосабливаемости к изменяющимся условиям; способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и высокого качества; свобода выбора действий производителями и потребителями.
Негативные стороны рынка: не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих всему человечеству; не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования; рыночная система воспроизводит существенное неравенство, не гарантирует права на труд и доход; не обеспечивает финансирование фундаментальных исследований; ориентирован на удовлетворение запросов тех, у кого есть деньги.
Критерии классификации рынка: по экономическому назначению объектов рыночных отношений (Р. цен. бумаг, финанс.рынок); по географическому положению (местный, региональный, национал, мировой); по степени ограничения конкуренции (монопольный, свободный, олигопольный, смеш.); по отраслям (автомобил-й, зерновой); по характеру продаж (оптовый, розничный, рынок закупок); по товарным группам (рынок товаров производственного назначения, продовольственных товаров, народного потребления, сырья и материалов)

Хозяйствующие субъекты рынка: домохозяйства, фирмы, государство.

Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: обеспечивает производство и воспроизведение человеческого капитала; является собственником какого-либо фактора производства; самостоятельно принимает решения; главная цель – максимальное удовлетворение своих потребностей. Фирма – это экономическая единица, которая: использует факторы производства для изготовления продукции; самостоятельно принимает решения; главная цель – максимизация прибыли. Государство – представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения контроля над хозяйствующими субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Простейшая микроэкономическая модель кругооборота экономических благ и ресурсов предполагает взаимодействие домохозяйств и фирм с рынками экономических благ и ресурсов. По часовой стрелке по внешнему контуру осуществляется движение потока в денежной форме, по внутреннему контуру, против часовой стрелки – поток в товарной форме (рис.).
Основными элементами рыночного механизма является: спрос, предложение и цена как результат их взаимодействия.

Величина спроса - это кол-во эконом-ких благ, которое покупатель готов приобрести по данной цене в данный момент времени. Спрос (D) определяется максимальной готовностью покупателя заплатить за данное экономическое благо (товар, услугу). Закон спроса: при прочих равных условиях между ценой и спросом существует обратная связь: чем выше цена – тем меньше величина спроса. Кривая спроса имеет отрицательный наклон

Положение кривой спроса определяется следующими аргументами: 1) высокая цена может служить и часто служит непреодолимым препятствием для совершения покупки; более охотно люди покупают по более низким ценам;2) закон убывающей предельной полезности, согласно которому потребление каждой следующей единицы блага приносит меньшую полезность, побуждая осуществлять следующие покупки этого блага по более низкой цене; 3) действие эффекта дохода: по более низкой цене потребитель будет покупать больше данного товара, не уменьшая при этом объем покупок других товаров; 4)действие эффекта замещения: по более низкой цене покупатель будет приобретать больше дешевых товаров, замещая ими более дорогие аналогичные товары. Когда изменяется, по крайней мере, одно из «прочих равных условий», происходит изменение самого спроса при данном уровне цены. Графически эти изменения отражаются сдвигом всей кривой спроса: вправо – в случае роста спроса, влево – в случае уменьшения спроса (рис.). Такие изменения происходят под воздействием неценовых факторов (детерминантов) спроса.

Неценовые факторы спроса, сдвигающие кривую спроса вправо при его увеличении и влево – при его уменьшении: изменение в доходах населения; число покупателей, изменения структуры населения; наличие и изменение цен на взаимозаменяемые и взаимодополняемые товары; ожидание потребителей (сезонных скидок); вкус, мода, предпочтения потребителей; степень удовлетворения потребности населения в данном товаре.

Предложение (S) - кол-во экон. благ и услуг, которые продавец готов продать по данной цене в данное время. Между величиной предложения и ценой существует прямая связь

Закон предложения: при прочих равных условиях величина предложения находится в прямой зависимости от уровня цены; чем выше цена, тем больше величина предложения; чем ниже цена, тем меньше товаров продавцы готовы продать на рынке.

Неценовые факторы предложения: изменение кол-ва продавцов, числа фирм, производящих такой же или аналогичный товар; НТП, совершенствование технологий; изменение цен на используемые фирмой ресурсы (изменение затрат фирмы); налоги и дотации; ожидание производителей; форс-мажорные обстоятельства (землятрясение, цунами). Когда изменяется хотя бы одно из «прочих равных условий», происходит изменение самого предложения при данном уровне цены. Графически эти изменения отражаются сдвигом всей кривой предложения: вправо в случае роста предложения; влево - в случае уменьшения предложения

В результате взаимодействия спроса и предложения формируется рыночное равновесие, равновесная цена и равновесное количество товара (рис.4). Равновесная цена (PE) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Равновесное количество товара (QE) - это то состояние рынка, когда обеспечивается равенство спроса и предложения. Если цена устанавливается выше равновесной (P1), на рынке возникает излишек; если цена устанавливается ниже равновесной (P2), то на рынке возникает дефицит.
Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителям цены, величину излишка (выигрыша) потребителя графически можно изобразить через площадь Pmax E PE (рис. 9). Равновесная цена обычно выше минимальной цены Pmin, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы. Если E – точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна PE, а объем проданного товара QE; общая выручка (total revenue) в этом случае TR=PE x QE; совокупные издержки производителя равны площади фигуры OPminEQE.

Разница между общей выручкой PE x QE (площадью прямоугольника OPEEQE) и совокупными издержками (площадью OPminEQE) составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PEEPmin)

Рисунок – Излишек потребителя, излишек производителя, издержки производства

Эластичность спроса по цене (ценовая эластичность) – показывает степень изменения объема спроса на тот или иной товар под влиянием изменения цены. Степень реакции, чувствительности спроса на изменение цены характеризуется коэффициентом эластичности

Могут быть следующие случаи эластичности спроса.
1. Спрос эластичный, Epd >1, когда даже при незначительном изменении цены объем спроса изменяется в большей степени. Это характерно для предметов роскоши; товаров, стоимость которых ощутима для семейного бюджета; легкозаменимых товаров.
2.Спрос неэластичный, Epd <1, когда изменения в цене более значительны, чем изменения в спросе. Это характерно для товаров первой необходимости; товаров, стоимость которых не ощутима для семейного бюджета; труднозаменимых товаров.

Эластичность предложения – это степень изменения количества предлагаемых товаров и услуг в ответ на изменение их цены, измеряемая как отношение процентного изменения количества к процентному изменению цены

Хотите себе такую же шпаргалку? Её сделают здесь

Яндекс.Метрика